Постпред России при ЕС Владимир Чижов призывает страны Европы к прагматизму

31 МАЯ в Ростове-на-Дону пройдет очередной саммит Россия - Европейский союз.

В повестку форума включено обсуждение целого ряда актуальных для обеих сторон вопросов, таких как отмена визового режима, реализация программы "Партнер ство для модернизации", вступление России в ВТО. Накануне саммита постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов в интервью "РГ" рассказал о нынешнем состоянии отношений между Россией и Евросоюзом.

Российская газета: Какие направления в отношениях между Россией и ЕС сегодня считаются наиболее перспективными и в каких вопросах мнения Москвы и Брюсселя расходятся?

Владимир Чижов: Что касается перспективных направлений, то я бы в первую очередь выделил "Парт нерство для модернизации", а также отмену визового режима. К этому также можно прибавить развитие взаимодействия в сфере энергетики и усиление сотрудничества в кризисном регулировании.

Что касается различия в подходах Москвы и Брюсселя, то тут надо понимать, что позиция Евросоюза определяется не только Брюсселем, но и столицами остальных 26 европейских стран. В конце концов, Евросоюз даже после вступления в силу Лиссабонского договора, в результате которого он приобрел дополнительные органы управления, пока не стал неким супергосударством и по ключевым вопросам выражает аккумулированную волю 27 стран-участниц. И поскольку интересы этих 27 стран далеко не всегда и не во всем идентичны, то и общая позиция Евросоюза иногда не отличается высоким качеством. Надеюсь, что по мере реализации Лиссабонского договора и формирования единой внешнеполитической службы и других новых структур, хотя процесс этот явно затягивается, можно ожидать, что позиция ЕС будет меньше и реже сводиться к наименьшему общему знаменателю 27 позиций и пойдет наработка единой линии.

И главное для нас - не сам факт того, что это будет просто единая позиция, а то, что эта единая позиция будет определяться теми, кто заинтересован смотреть вперед.

РГ

Относительно перспектив отмены визового режима между Россией и ЕС. По заявлениям Москвы, она готова хоть завтра отменить визы. На какой стадии эта проблема находится сегодня и что мешает ее продвижению?

Чижов: Евросоюз впервые согласился обозначить эту цель как совместную и долгосрочную в мае 2003 года на саммите Россия - ЕС в Санкт-Петербурге. Прошло семь лет. Очевидно, теперь надо переходить от понятия "долгосрочная" к какой-то другой формулировке.

Нам говорят, что сегодня эта тема политизирована некоторыми странами-членами. И, к сожалению, это так. В начале 1990-х годов Западная Европа дрожала в страхе от ожидавшейся тогда волны голодных беженцев с востока, но основная миграционная волна пришла с юга. И теперь европейцам надо решать эту проблему. А вопросы сотрудничества в борьбе с нелегальной иммиграцией, так же как и вопросы сотрудничества в регулировании миграции легальной, - это тема отдельного нашего разговора, который идет в рамках соответствующего диалога, который мы сейчас, я надеюсь, будем формализовать.

Что же нам сегодня мешает? У меня такое ощущение, что в некоторых странах Евросоюза, особенно из числа новых, бытует ошибочное представление, что отмена виз нужна только России, что это какая-то уступка со стороны Евросоюза, за которую что-то надо получить взамен. Это априори ошибочная постановка вопроса.

Во-первых, отмена виз нужна обеим сторонам. Тут дело не в соотношении числа российских граждан, въезжающих в ЕС, и граждан ЕС, приезжающих в Россию. Это объективная потребность. Если говорить о модернизации, то какая возможна модернизация без мобильности, без свободы передвижения, без расширения профессиональных, научных, культурных и иных контактов? Поэтому я могу только призывать тех, кто находится еще в плену старых или новых фобий, отказаться от них и смотреть на эту ситуацию прагматично - так, как смотрит Россия.

Во-вторых, Россия по территории существенно больше Евросоюза, поэтому если мы открываем свою территорию для граждан ЕС, то это тоже смелый политический шаг с российской стороны. И мы готовы его сделать.

РГ: Неоднократно заявлялось, что работа по подготовке нового Базового соглашения о сотрудничестве между Россией и ЕС ведется полным ходом. Какие сегодня существуют препятствия?

Чижов: Переговоры стартовали слишком медленно. Это было связано с целым рядом факторов на еэсовской стороне. За нами задержки не было. А вот Совету Евросоюза потребовалось полтора года только для того, чтобы утвердить переговорный мандат для Еврокомиссии. Поэтому мы начали переговоры только в июле 2008 года. А уже в августе, после известного кризиса на Кавказе, возникла новая пауза. Второй раунд переговоров провели только в декабре. А сейчас у нас, я бы сказал, нормальный темп. До начала летних отпусков мы проведем еще десятый раунд.

Естественно, по некоторым направлениям мы продвигаемся быстрее, по другим - медленнее. В это дело вовлечены на российской стороне многие министерства, ведомства и другие организации, ибо мы делаем всеобъемлющее соглашение. Со стороны ЕС помимо Еврокомиссии и ее различных гендиректоратов - по внешним связям, по торговле, по промышленной политике и т.д. - подключаются, конечно, и страны - члены ЕС, которые присутствуют пока в качестве наблюдателей. По вопросам, которые выходят за пределы компетенции Еврокомиссии, выразителем позиции стран-членов выступает Генсекретариат Совета ЕС. И нам приходится работать с учетом всех этих бюрократических хитросплетений.