Важнейшие лекарства стали дешевле - таковы первые итоги введения госрегулирования на фармрынке

Первые результаты по сдерживанию цен на важнейшие лекарства оценены руководителями здравоохранения однозначно положительно: цены в аптеках стабилизировались. Однако производители и продавцы далеки от оптимизма: слишком жесткие ограничения могут сказаться позже, и осенью не исключен новый всплеск цен.

Фиксация с 1 апреля предельных отпускных цен пока серьезных сложностей большинству крупных игроков не принесла - помог накопленный "запас прочности". Но действующая методика, считают фармпроизводители, не учитывает многих факторов, а потому возможны осложнения. Об этом говорили участники Российского фармацевтического форума, завершившегося в конце прошлой недели в Санкт-Петербурге.

"В целом государство, конечно же, обязано регулировать цены на лекарства, поскольку это социально значимый товар, - признал исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM) Владимир Шипков. - Мы считаем, что работать по любым, даже очень жестким правилам - это все же лучше, чем вести бизнес вне всяких правил. Желательно только, чтобы правила были стабильными и позволяли действовать на перспективу".

Напомним, что введенное с 1 апреля госрегулирование распространяется на 500 международных непатентованных наименований лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛС). С учетом всех аналогов и лекарственных форм, по данным на 17 мая, Росздравнадзор зарегистрировал предельные отпускные цены на 6,5 тысячи торговых наименований, то есть примерно на треть всех продающихся в нашей стране медикаментов.

Кроме того, с 1 апреля стали иначе считать и региональные торговые надбавки - теперь они четко привязываются к отпускной цене. В результате цены стали прозрачнее, а контроль за ними упростился.

Итог энергичных действий правительства: в апреле нынешнего года по сравнению с тем, что было год назад, лекарства стали дешевле на 2,7 процента, констатировала и.о. главы Росздравнадзора Елена Тельнова.

В той или иной мере цены на лекарства контролируют практически все европейские страны, и во время кризиса правила везде стали жестче. В Германии, например, цены снижены на 10 процентов, в Великобритании - на три, а в Греции - и вовсе на четверть. Поэтому бизнес не афиширует свое недовольство тем, что российская ценовая "вольница" канула в прошлое. Но и производители, и продавцы все же заявляют: слишком жесткие ограничения могут в конце концов привести к негативным последствиям. Прозвучали три угрозы: с рынка исчезнут недорогие лекарства; начнется рост цен в нерегулируемом секторе (то есть на препараты, не включенные в перечень ЖНВЛС); удаленные регионы, куда лекарства возить слишком дорого, испытают ассортиментный голод.

"За последний год субстанция для производства гепарина подорожала на мировом рынке в четыре раза, но такие "катаклизмы" при расчете цены не учитываются, как и инфляционные потери, - привел пример один из участников форума. - Что делать? Идти на заведомые убытки или сворачивать производство?" Для зарубежных производителей актуальна угроза резких изменений курса валют, ведь с будущего года они обязаны регистрировать цену в рублях. Вообще, если методику не откорректировать, цены будут зафиксированы навсегда - ведь в каждом последующем году берется средневзвешенная цена поставок прошлого года.

Между тем с 1 сентября всех - и игроков рынка, и покупателей - ждет еще один ценовой "рубеж". До этой даты действует постановление правительства, по которому регионы имеют право ограничивать цены на препараты, не входящие в перечень важнейших (то есть фактически на любые лекарства). Сейчас многие этим пользуются. Но после 1 сентября, когда вступит в силу новый закон об обороте лекарственных средств, "нерегулируемый" сегмент рынка (а это ни много ни мало - две трети всех лекарств) государство контролировать перестанет. Естественно, бизнес постарается "отыграть" потери, которые несет на продажах важнейших лекарств. А это значит, что в коммерческом сегменте возможен резкий всплеск цен.

Кроме того, при работе на грани рентабельности торговать копеечной марганцовкой или йодом невыгодно. Значит, дешевые лекарства либо будут стремительно дорожать, либо перейдут в разряд дефицита (и это уже отчасти происходит, что подтвердила и Елена Тельнова, и другие участники форума).

Правда, защищать интересы небогатого пациента должен перечень минимального ассортимента. Но вот незадача: аптеку за нарушение этого перечня наказать можно. Но заставить оптовика заниматься неприбыльными поставками, а производителя - продолжать выпускать убыточные лекарства, - таких правовых инструментов на сегодняшний день просто нет.

Конечно, все эти угрозы - на уровне экспертных оценок, не более. Сбудутся они или нет, станет ясно к концу года, поскольку фарм рынок довольно инерционен. В конце концов, когда Татьяна Голикова железной рукой вводила регистрацию, каких только "ужастиков" не предрекали ее оппоненты: дескать, Росздравнадзор не справится с регистрацией вовремя (а он справился), аптеки с 1 апреля станут закрываться одна за другой (ничего подобного не случилось), дистрибьюторы не повезут в регионы лекарства (перебоев ни в госпитальном секторе, ни в коммерческом пока не отмечено).

Тем не менее сам факт того, что предложенные механизмы регулирования предполагают постоянную "подстройку" в ручном режиме, вряд ли можно считать нормальным.

- Контроль со стороны государства необходим, но ограничение цен должно сопровождаться комплексом мер, поддерживающих фармбизнес, - считает профессор Финансовой академии при правительстве РФ Андрей Юданов. - Даже самый "социально ответственный" производитель лекарств не будет работать себе в убыток. На Западе цена - предмет соглашения между производителем и государством, которое закупает препарат для обеспечения пациентов, давая тем самым бизнесу гарантии сбыта. У нас же сейчас делается попытка фиксировать цены на коммерческом рынке. Как "пожарная", временная мера - это оправдано. Но все же в итоге надо переходить на другие, более цивилизованные способы регулирования.

Выход эксперт видит в развитии лекарственного страхования, когда стоимость назначенного врачом препарата пациенту частично или полностью возмещает страховая компания или государство. "Объяснения, что, мол, это очень дорогая система, вряд ли объективны, - говорит Юданов. - Хотя бы потому, что сегодня большинство пациентов, за исключением участников программы лекарственного обеспечения, вынуждены покупать лекарства по завышенным ценам. Кроме того, другого эффективного механизма сдерживания цен на фарм препараты просто нет. Если мы планируем, как заявлялось, ввести его в 2014 году, нужно уже сегодня считать варианты, готовить нормативную базу, проводить "пилоты", не откладывая все это в долгий ящик".