"Танцующую" переправу через Волгу решено открыть только для пешеходов и легковых автомобилей

Эксперты официально признали реакцию надводной магистрали на ветер уникальной для мировой практики мостостроения.

Волгоградский феномен опишут в цифрах, после чего, дабы избежать его повторения, внесут изменения в существующие в России правила проектирования мостовых сооружений. Но при этом вчера движение по мосту все же открыли. Решение было принято волгоградским губернатором Анатолием Бровко в понедельник вечером, после того как он получил официальное решение экспертной комиссии о безопасности объекта. Перед повторным пуском моста его обследовали по полной программе, как будто впервые готовили к вводу в эксплуатацию. И эти исследования дали парадоксальные результаты, которые привели к значительному сокращению объявленных заранее сроков приостановки работы моста - с трех недель до пяти дней. После того что творилось с переправой во время шквалистого ветра 20 мая, в конструкциях не нашли ни единой трещины!

Заключение выдала специально созданная комиссия, в состав которой вошли чиновники, представители надзорных органов, строители, проектировщики и независимые эксперты.

- В этом официальном документе указано, что предполагаемой причиной мостовых колебаний стал северо-восточный ветер, дувший со скоростью в 16-17 метров в секунду и "зашедший" на мост под определенным углом. Сама реакция моста на ветер, а также факт, что он остался невредимым, были признаны уникальным явлением, не встречавшимся раньше в мировой практике эксплуатации балочных мостов, - объяснила "РГ" Оксана Дубовик, заместитель гендиректора компании "Волгамост".

Понять, может ли волгоградский объект подобным образом среагировать и на другие погодные условия, помогут дальнейшие испытания. Они пойдут по намеченному еще в пятницу на заседании комиссии плану. Сначала будет создана компьютерная модель переправы, которая позволит изучить ее реакции на разного рода "возмутители спокойствия" - ветер, дождь, шторм. После этого "танцующий" мост повторят в виде конструкторской модели, которую поместят в аэродинамическую трубу, и на практике проверят компьютерные расчеты. Результатом этой работы станут конкретные рекомендации по повышению устойчивости волгоградского объекта, а также предложения по внесению изменений в действующие в России правила проектирования мостовых сооружений.

Решено также, что в ближайшее время мост оборудуют отсекателями, которые снизят ветровую нагрузку, и установят дополнительную систему мониторинга, которая будет автоматически фиксировать уже ставшие опасными параметры - тот же северо-восточный ветер со скоростью от 16 метров в секунду. Сигнал этой системы будет означать временную приостановку переправы.

Пока эксперты ищут глубинные причины странного поведения моста, волгоградцы уже второй день тестируют его безопасность на себе. Отметим, что повторное открытие объекта прошло не слишком гладко. Власти обещали пустить потоки машин в 6 утра вторника, но запуск был отложен на два с половиной часа.

Доктор физико-математических наук, профессор теоретической физики, Александр Морозов выдвинул свою версию колебания моста. Он считает:

- Ветер не мог быть первопричиной колебаний моста, он лишь подкачивал энергию в образовавшиеся по другой причине и сначала очень слабые волны настила моста. Одна из версий, которые надо проверять, - люфт в грунте под опорами, простоявшими 10 лет без нагрузки настилом. Такой же люфт, к примеру, появляется под зубом в нижней челюсти, если над ним нет зуба в верхней. Буквально миллиметровые вертикальные колебания одной опоры могут привести к появлению волн настила, постепенно раскачиваемых ветром. При этом настил, как и гитарные струны, будет колебаться с гораздо большей амплитудой, чем опоры, а опоры будут подобны пальцам, прижимающим гитарную струну.

Между тем

Проверку волгоградской аномалии ведут и следователи Следственного комитета и Генпрокуратуры России. Они ищут признаки состава преступления по статье 216 "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или других работ". Сами волгоградцы уверены, что на мосту стоимостью в 13 миллиардов рублей, который строили долгих 13 лет, без привычного в России воровства не обошлось. В регионе бытует мнение, что из бетона и металлоконструкций, предназначавшихся для переправы, было выстроено немало уютных особняков на левобережье Волги. Однако до суда в период строительства моста дошло лишь одно дело - в 2005 году к четырем годам колонии был условно приговорен учредитель компании, поставлявшей строителям металлопрокат.