Более чем на треть увеличил поставки продовольствия за пределы страны Минсельхозпрод Беларуси. Основной и традиционный покупатель - Россия. Уже который месяц российские партнеры демонстрируют устойчивый спрос на молоко и мясо, приобретая их по весьма приемлемым ценам. Отгрузка мяса птицы выросла в два раза, колбасных изделий - в 1,6, яиц - в 3,4 раза. Заметно выросли также поставки говядины и мясных консервов. Однако, как и прежде, лидируют производители молочной продукции. Их доля в объеме экспорта составила 59 процентов.
По мнению специалистов, итоги работы отрасли в первом квартале года дают все основания предполагать, что прогнозные 2 миллиарда долларов экспорта за год - вполне достижимая цифра. Тем более что рынок продовольствия демонстрирует динамику роста.
Многие белорусские производители молочной и мясной продукции уже сравнивают нынешний год с "валютным" 2008-м. Тогда организациям Минсельхозпрода Беларуси удалось продать за пределы страны продовольствия на 1 миллиард 605 миллионов долларов. И планы были большие. Однако разразившийся кризис их откорректировал по-своему. В первом квартале минувшего года цены на молочные изделия на мировом, а следом и на российском рынке упали ощутимее всего - на 20 -50 процентов. Чтобы в такой же пропорции не сократились и доходы, белорусские переработчики больше продавали за рубеж, увеличивая поставки цельномолочной продукции, сухого молока, мяса и сыра в натуральном выражении.
- В итоге нам удалось удержать объемы экспорта продовольствия практически на уровне 2008 года, - говорит Сергей Касько, главный специалист управления внешнеторговой политики и иностранных инвестиций Минсельхозпрода, - падение экспорта к концу 2009 года в денежном выражении составило всего 2,1 процента. То, что экспорт продовольствия вырос в первом квартале на 136 процентов, безусловно, говорит всего лишь о восстановлении рынка. Падение было слишком значительным. Сейчас мы его просто преодолели.
Удастся ли сделать еще и шаг вперед, покажет время. Экспорт начал расти примерно с октября минувшего года. Так что осенью прирастать к "высокой" базе будет несколько сложнее. Тем не менее география поставок уже стала шире: продукты под маркой "Сделано в Беларуси" сегодня закупают 65 российских регионов против 60 в прошлом году. Из них самые активные покупатели - Московская область (доля Москвы в объеме поставок - 26 процентов), Санкт-Петербург, Смоленщина, Брянщина, Нижегородская и Калининградская области. В эти регионы белорусских молочных и мясных продуктов отгружено почти в полтора раза больше, чем год назад. Кстати, примерно такая же динамика экспорта сельхозпродукции и в направлении стран ЕС.