Как рассчитать износ машины и страховку после ДТП
Правительство выпустило документ, который важен для большинства водителей.
Еще более важен он для страховщиков, которые оценивают автоповреждения для страховых компаний. Но и автовладельцу интересно и иногда полезно знать, по каким таким критериям ущерб, нанесенный его машине, оценили не в 15, а в 10 тысяч рублей.
Называется документ "Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств".
Впрочем, на его основании невозможно посчитать, сколько потребуется на ремонт вашего автомобиля. В основном он определяет, как считать износ той или иной детали. То есть, внимательно его прочитав, можно понять, сколько вы недополучите.
Напомним, что в закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев не столь давно были внесены поправки. Согласно им размер расходов, которые страховщики возмещают на ремонт пострадавших в аварии машин, рассчитывается в порядке, установленном правительством РФ.
Как подбирать колодки
Правительство подошло довольно гуманно к определению износа. В отдельную категорию выделены запчасти, которые напрямую влияют на безопасность транспортного средства, а также на его допуск к эксплуатации. Правда, перечень этих деталей и узлов пока не определен. Но скоро должен появиться.
Предположим, что в результате ДТП пострадал тормозной шланг. Машине десять лет. На нее требуется установить б/у шланг такого же возраста? Или новый?
А тормозные диски? На машину можно поставить и бывшие в употреблении - они проходят не одну тысячу километров. Но это тормозная система, значит, надо ставить новые?
Единственное, что не подлежит сомнению - это необходимость менять подушки и ремни безопасности на новые. То есть без учета износа. Если подушка один раз сработала, ее обратно не запихнешь. Но кроме этого в правилах стоило бы предусмотреть и замену "торпеды", облицовок стоек кузова и чехлов сидений на новые. Дело в том, что в некоторых моделях автомобилей для выброса подушек не предусмотрено выделенных крышек и прочих конструкций. То есть при аварии подушки разрывают "торпеду" и рвут заводские чехлы сидений. Увы, но это тоже тот ущерб, который не может подлежать износу.
Наши колеса не в фаворе
Один из самых загадочных моментов данного документа - это коэффициенты, по которым считается износ для автомобилей разных стран. Например, машины, произведенные в России, - явно не в фаворе. Это касается в том числе и иномарок, выпущенных на нашей территории. Следовательно, каждый год эксплуатации обойдется в пять с лишним процентов потери товарной стоимости. Итого за 10 лет наши, не побоюсь этого слова, отечественные машины потеряют в цене 55 процентов стоимости.
Вот это - поддержка автопрома. Даже китайским производителям год эксплуатации в России обойдется дешевле. А японский автопром, с которым так активно боролись, вообще признан самым надежным.
Тонкости расчета
Этот документ не раскрывает все тонкости экспертной бухгалтерии при оценке ущерба. Он только одно из звеньев в череде пока еще не разработанных нормативных актов. Дело в том, что наши эксперты работают по методикам, которых по самым скромным подсчетам пять, не утвержденных никакими законами. Хотя еще на заре обязательного страхования автогражданской ответственности министерству транспорта было дано поручение правительства разработать и утвердить единую методику расчета ущерба. Прошло семь лет. И появились первые правила, по которым можно посчитать износ. И то, только в том случае, если своевременно будут разработаны и подписаны другие нормативные акты. В том числе список деталей, узлов и агрегатов, на которые износ не начисляется.
Кстати
Новые правила, которые вступят в силу через три месяца, это первый (после Правил страхования) государственный документ, регламентирующий расчет убытков. Правда, лишь в части износа автомашины. Возможно, именно поэтому страховщики не в восторге.
8-800-200-09-09
7 июня, в понедельник, в редакции "Российской газеты" пройдет прямая линия по поводу изменений Правил дорожного движения. На вопросы читателей ответят представители Министерства транспорта РФ и Российского Союза автостраховщиков. Свои вопросы вы сможете задать по телефону 8-800-200-09-09 (бесплатно из всех регионов России) с 12.00 до 13.00, а также уже сейчас направить по факсу (499) 257-58-92 и электронной почте zavtrak@rg.ru.