Тобольск заработал на туризме 500 миллионов рублей

Тобольск стал местом проведения четвертой всероссийской конференции "Реализация государственной политики в области развития культурно-познавательного туризма в России", на которую собралось более 200 представителей регионов страны.

Только в прошлом году Тобольск посетили почти 135 тысяч человек. Прямой доход от туризма составил порядка 500 миллионов рублей. Сегодня, уверены тоболяки, вполне можно констатировать, что древняя столица Сибири основательно встала в один ряд с ведущими туристическими центрами России - недаром их город был выбран для проведения столь масштабного форума.

Как отметил руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин, поручение президента о создании на базе историко-архитектурного наследия Тобольска туристического центра Западной Сибири выполняется достаточно успешно. С 2003 года в городе, насчитывающем более 200 исторических и культурных памятников, восстановлено 15 объектов, в том числе единственный за Уралом каменный кремлевский ансамбль, еще 30 памятников реставрируются.

Четыре года назад в Тобольске было всего четыре гостиницы, которые могли принять в общей сложности 322 человека, на сегодняшний день функционирует уже девять отелей на 670 мест. Внутренним туризмом в городе с населением чуть более 112 тысяч человек занимаются 13 организаций. Активно развивается бизнес по изготовлению сувенирной продукции. Эта ниша пустовала до 2003 года, в 2006-2007 годах работало только пять точек продажи сувениров, сейчас таковых 33. В туристской сфере занят уже каждый десятый работоспособный житель Тобольска - всего свыше пяти тысяч человек.

Ежегодно в городе появляются новые туристические маршруты. Если еще пару лет назад среднестатистический гость останавливался в Тобольске на сутки с небольшим, то сейчас время пребывания увеличилось до двух с половиной дней.

Оценить все, что духовная столица Сибири готова предложить туристам, участники конференции смогли на объектах, предлагаемых вниманию путешественников. Гости признали, что опыт тоболяков стоит позаимствовать другим регионам.

- Нам, в свою очередь, есть чему поучиться. Понимаем, что для создания конкурентоспособного туристского рынка недостаточно усилий, направленных на развитие инфраструктуры и воссоздание памятников. Необходимо активно продвигать продукт, - говорит председатель комитета по туризму администрации Тобольска Александра Стрункина.

По ее словам, для этого разработана целая стратегия. В частности, администрацией города проводится серьезная работа по рекламно-информационному обеспечению развития въездного туризма, регулярно организуются туры для СМИ и ведущих туроператоров России, проводится презентация туристического потенциала города за рубежом.

Пока основной акцент тоболяки делают на историко-познавательном и паломническом туризме, а в качестве перспективных направлений рассматривают событийный и деловой.

По мнению представителя одного из ведущих гостиничных комплексов Тобольска Эльмиры Тукановой, финансовые средства и маркетинговые усилия необходимо сконцентрировать на организации деловых встреч, поощрительных туров для сотрудников и партнеров, организации конференций, совещаний, выставок. Ежегодно в городе проходит около двух десятков международных и межрегиональных конференций, 60 процентов визитов происходит с деловыми целями.

Впрочем, аналогичные задачи сегодня ставят перед собой и другие обладающие туристическим потенциалом города региона - Ялуторовск, Ишим, Тюмень. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 одна из главных ролей отводится именно формированию туристско-рекреационного кластера. По мнению заведующего кафедрой социального менеджмента Тюменского государственного нефтегазового университета Анатолия Силина, развитие туристской сферы может стать важной бюджетообразующей отраслью, способствующей увеличению занятости населения в смежных видах экономической деятельности.

Показатели, отражающие динамику развития въездного туризма в области, ежегодно растут на пять-семь процентов. Вместе с тем потенциал для развития туристско-рекреационного комплекса еще достаточно велик. Практически не задействована северная экзотика, возможности охоты и рыбалки, знакомства с традиционной кочевой жизнью северных народов и их промыслами. Все это привлекательно как для российских, так и для зарубежных туристов. Пока приходится констатировать, что необходимая для развития въездного туризма инфраструктура, как социальная, так и транспортная, в регионе не создана: не хватает гостиниц, многие объекты в неудовлетворительном состоянии,  ощущается дефицит профессионально подготовленных кадров в индустрии гостеприимства.

Впрочем, эти же проблемы, как показал форум, характерны для большинства других регионов. По словам руководителя Федерального агентства по туризму, колоссальный природный и историко-культурный потенциал страны используется не более чем на 20 процентов. Основной поток иностранных и отечественных туристов следует в Москву и Санкт-Петербург, частично отправляясь по "Золотому кольцу" и в водные круизы по Волге. Тогда как география путешествий может и должна быть гораздо шире.

Там, где власти совместно с бизнесом и федеральным центром начинают менять ситуацию, туризм становится одним из наиболее действенных механизмов развития региона. Поэтому главный ресурс в этом направлении, считает Анатолий Ярочкин, - это государственно-частное партнерство. Только в 2009 году в результате совместных действий власти и бизнеса введен в эксплуатацию 471 туристический объект, в том числе 439 гостиниц. Среди них и туристско-рекреационный комплекс "Абалак" в Тюменской области, который уже стал одним из любимых и посещаемых мест как российскими, так и иностранными гостями. Рубленый острог в стиле традиций русского деревянного зодчества, где можно увидеть видеть быт крестьян и приобщиться к народной культуре, уже стал местом проведения культурно-массовых и событийных мероприятий регионального и федерального значения. Комплекс получил не только высокую оценку представителей федеральной власти, но и значимую награду в сфере туризма - диплом национальной премии имени Юрия Сенкевича - как лучший туристический проект России. А недавно тоболякам поступило предложение о создании подобного деревянного чуда в Финляндии.