"Каждое государство защищает свои экономические интересы". Этот тезис, прозвучавший в минувшую пятницу в Санкт-Петербурге, как представляется, - ключ к пониманию ситуации, сложившейся вокруг предстоящего "запуска" Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Интеграционные процессы, чем глубже они становятся, требуют согласования множества технических вопросов, деталей, компромиссных решений. И тут важно при возникающих взаимных претензиях, спорах, отстаивая свое мнение, не поставить под угрозу срыва достижение главных целей. В нашем случае - договоренностей дать "зеленый" свет 1 июля Таможенному союзу и перейти к формированию единого экономического пространства.
Некоторые коллеги по журналистскому цеху уже поспешили поставить крест на создании Таможенного союза "на троих". Прозвучали выражения "крутой поворот", "все наконец-то кончено" и др. А ведь все только начинается. И, как всегда, в родном Отечестве с чистого листа. В рамках очередного заседания союзного Совмина, напомним, проходившего в Бресте, его участники ознакомились с работой пункта таможенного досмотра автомобильного транспорта "Козловичи-2", разговор шел об успешном обустройстве внешних границ Таможенного союза, о реализации совместных программ, направленных на совершенствование пограничной инфраструктуры, на что израсходованы немалые средства из союзного бюджета. В Питере в ходе нынешних переговоров на таможенном направлении о союзном опыте почему-то не вспоминали. Хотя логика подсказывает: новых участников масштабного проекта, очевидно, легче "прицеплять" к уже наработанной схеме.
У жесткой позиции Минска - свои объяснения. Беларусь действует с позиций экономической целесообразности и здравого смысла. Там прикидывают, станет ли стране лучше, комфортнее в новом контексте межгосударственного сотрудничества. Другой вопрос, если уж за столом переговоров принимаются ответственные решения и под ними ставятся высокие подписи, то такие договоренности надо принимать к исполнению.На встрече в Минске во вторник Президента Беларуси Александра Лукашенко с первым заместителем председателя Правительства России Игорем Шуваловым подчеркивалось, что возможно "договориться о проблемных вопросах, являющихся чувствительными для Беларуси, России и Казахстана в рамках Таможенного союза", что Беларусь готова к компромиссам.
У Москвы, Минска, Астаны - общие интересы и одновременно свои заботы. И естественно, стороны "пляшут от своей печки", тем не менее понимая, что создание единого таможенного тарифа может принести существенные выгоды для всех и каждого участника мощного геополитического проекта. Также ясно, что новая конструкция не сможет полноценно функционировать без открытых "ворот" на Запад.
А потому работа по шлифовке Таможенного союза обязательно продолжится. В полном формате. В официальном заявлении Правительства Беларуси говорится: "Со своей стороны Республика Беларусь подтверждает свое стремление к интеграции с нашими партнерами - Российской Федерацией и Республикой Казахстан - в рамках формирования Таможенного союза и единого экономического пространства ... Беларусь сохраняет свою готовность к введению в действие в полном объеме единой таможенной территории Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Белорусская сторона убеждена, что данная работа может быть успешно завершена к 1 июля 2010 года на основе выполнения ранее принятых решений в рамках Таможенного союза".
Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский в минувшую пятницу в Питер не приехал. Но разговор с российским и казахстанским коллегами состоялся - по телефону.
На пресс-конференции после заседания Высшего органа Таможенного союза председатель правительства России Владимир Путин прояснил ситуацию и перспективы на ее успешное решение:
- По сути, с нашими белорусскими коллегами осталось одно разногласие, не связанное с Таможенным союзом. Это экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Этот вопрос относится к формированию единого экономического пространства и не связан с запускаемым механизмом Таможенного союза. Как только мы согласуем и ратифицируем весь пакет, касающийся создания единого экономического пространства, такая практика использования вывозных таможенных пошлин применяться не будет.
Так что большая работа продолжается. Нет сомнений, что Беларусь в ближайшее время вернется в очный переговорный процесс. Будем оптимистами и еще раз сошлемся на мнение Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина. "Если получается в "двойке" - Союзном государстве, - говорил он в интервью нашей газете, - то получится и в "тройке", с Казахстаном".
Добавим: опыт союзного строительства, в том числе в таможенной сфере, все минувшие десять лет мы накапливали не порознь.