Сегодня в повестку пленарного заседания Госдумы снова внесен законопроект, который предусматривает включение транспортного налога в цену бензина.
После решения правительства создать федеральный бюджетный дорожный фонд и аналогичные - в регионах, вопрос сбора средств на строительство и содержание трасс вновь стал актуальным. Как уже писала "РГ", минтранс предлагает отменить транспортный налог, но повысить акцизы на бензин. Дополнительно средства в фонды должна дать плата за проезд по дорогам большегрузных машин.
Таким образом, сейчас наметились две концепции решения проблемы. Одна предусматривает основную налоговую нагрузку оставить автовладельцам - покупателям бензина. Как сообщил в недавнем интервью "РГ" член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Чижов, стоимость автотоплива в этом случае, по расчетам некоторых экспертов, может подняться "в пределах 50-60 копеек за литр". Да и в пояснительной записке к законопроекту депутаты не скрывают, что их система транспортного налога может привести к удорожанию топлива на 3-6 процентов.
Другая концепция акцент делает на производителей.
Но понятно, что и во втором случае не избежать повышения цен на бензин. Пока нет расчетов на сколько. Однако, как сообщил недавно вице-премьер Сергей Иванов, правительство все-таки склоняется к идее, предложенной минтрансом. Как пояснили "РГ" в ведомстве, пока речь не идет об отдельном законопроекте. Но если будет принято решение формировать целевые дорожные фонды, например, за счет акцизов, тогда будут внесены поправки в Налоговый кодекс, исключающие транспортный налог. Сейчас де-факто схема фондов еще решается, выстраивается, конструируется. И одним из возможных вариантов рассматривается европейский принцип формирования фондов. Пока же известно о предложениях минтранса не облеченных в законопроект. Предполагается, что перечисления от акцизов получат целевое назначение, то есть сборы от акцизов на бензин пойдут на строительство дорог как в регионах, так и трасс федерального значения. 50 процентов от новых акцизов будут концентрировать в федеральной части дорожного фонда. Туда же планируется перечислять и сборы за проезд большегрузов свыше 12 тонн по федеральным трассам. Что касается пенсионеров, которые сейчас имеют льготы и не платят транспортный налог, то в минтрансе не исключают, что возможен вариант их поддержки по схеме монетизации льгот. Например, им может быть предоставлена сумма, аналогичная транспортному налогу. Но пока это только обсуждается. Вполне возможно, что уже на следующей неделе минтранс озвучит более конкретные предложения по законопроекту. В том числе назовет на сколько, по мнению его экспертов, возможно увеличение акцизов.
Что касается думского варианта, то о нем вчера на пресс-конференции рассказал один из авторов законопроекта депутат Максим Рохмистров. Все сборы транспортного налога в цене бензина должны остаться на региональном уровне. Для этого депутаты предлагают включить налог в товарный чек. Эта схема кажется парламентариям более справедливой, чем акцизная. Так как, по их данным, нефтеперерабатывающие заводы не всегда находятся в тех регионах, где они зарегистрированы, и поэтому платят налоги не по месту производства бензина. Когда же налог будет включен в чек при продаже бензина, регионы смогут напрямую брать деньги и тратить их на дороги. В любом случае понятно, что транспортный налог надо как-то видоизменить.
Сейчас налоги с транспорта большей частью поступают со стороны физических лиц. Это 67 процентов от всех перечислений. У транспортных предприятий есть система авансовых платежей по налогам, и в конце года происходит так, что налоговые службы даже возвращают часть денег, сказал Рохмистров. Кроме того, при нынешней системе взимания налога возникают две проблемы. Первая - значимая для дорожников, когда перечисление от налогов поступает к ним к концу года. Вторая - для обычных налогоплательщиков, когда происходит путаница в базе данных. И многим автолюбителям приходится брать справки в ГИБДД и приносить их в налоговую, доказывая, что машина уже продана или на ней были установлены новые регистрационные номера. Есть и еще одна нестыковка взимания налога - по мощности двигателя. Например, тем, у кого в семье несколько машин и ими не всегда пользуются, было бы выгоднее платить налог, включенный в стоимость бензина.
Юрий Васильев,
председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам:
- Уже несколько лет подряд депутаты Госдумы, как минимум раз в год, тщетно пытаются изменить транспортный налог, предлагая платить не за мощность двигателя авто, а исходя из стоимости бензина. Несколько недель назад Госдума в очередной раз отложила рассмотрение этого вопроса.
Речь идет о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 357-363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Он предусматривает включение транспортного налога в цену бензина. Авторы законопроекта отмечают как плюс тот факт, что чиновникам больше не придется искусственно увеличивать ставки налога - они сами будут расти пропорционально цене бензина.
Главная их задумка - сделать систему справедливее, согласно принципу: больше ездишь - больше платишь. Но если теоретически этот принцип не вызывает сомнений, то на практике все оказывается гораздо сложнее. В России топливо покупают не только для езды на автомобиле. В стране много частных домов, которые отапливаются котлами, работающими на дизеле. Так что же их владельцам тоже придется платить транспортный налог?
Абсурд виден невооруженным глазом. То есть необоснованно расширяется налоговая база, а транспортный налог перестает выступать в роли компенсационного платежа. Ведь в цену бензина у нас уже включены акцизы. Двойного налогообложения - нам не нужно. Все мировые налоговые системы стремятся уйти от этого.
Далее, сегодня регионы своими законами могут устанавливать льготы по транспортному налогу. Если сейчас повышение налога публично и водители, при большом желании, могут на него влиять, то с принятием поправок процесс станет практически неконтролируемым. Я хочу напомнить, что федеральные ставки не менялись уже шесть лет. Новый норматив предлагает сломать действующую схему администрирования, ничего не оставив ей взамен. Кроме проблем. Одна из них состоит в том, что уплату налога предлагается осуществлять не по месту постановки на учет налогоплательщика, а по месту заправки бензином. В связи с чем, возникает немало вопросов. Как налоговики будут взимать сборы? Каким образом они будут попадать в местные бюджеты? Как все это контролировать? Кстати, непонятно, как при этой замене налогов будут учтены интересы льготников, которые были полностью или частично освобождены от уплаты транспортного налога (пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны).
Транспортный налог, худо-бедно, дает сборы в бюджеты регионов. Где-то их собираемость лучше, где-то хуже, но это уже на совести местных властей. В условиях кризиса и дефицитных бюджетов они обращают на эту статью доходов больше внимания. Не думаю, что губернаторы с энтузиазмом воспримут налог с бензиновым ароматом в том виде, в каком он представлен нашему комитету.
Хотя, в принципе, идея с бензином имеет право на жизнь. Идею отменить транспортный налог за счет увеличения акцизов на бензин поддержали и в правительстве. Подобная схема уже много лет существует в США. Однако и там ищут новые, более совершенные варианты. К примеру, брать налог в зависимости от пройденного пути, выраженного в милях. В России тоже звучат идеи взимать транспортный налог исходя из мощности двигателя автомобиля, но с учетом того, сколько машина наездила по дорогам. Так что эта тема еще будет неоднократно обсуждаться.
На сколько увеличатся платежи за авто при включении транспортного налога в цену бензина
Дмитрий Липатов,
налоговый юрист:
- Планы правительства сформировать некий инвестиционный федеральный бюджетный дорожный фонд весьма обоснованны, поскольку предварительно, на мой взгляд, уже просчитаны несколько стабильных источников поступления доходов. Их может быть семь.
Во-первых, доходы от платных дорог. Во-вторых, от повышения акцизов и, как следствие, цен на топливо. В-третьих, от увеличения экспортных пошлин на нефтепродукты. В-четвертых, от инвестиций частных компаний в дорожную инфраструктуру - кафе, автосервисов, заправок. В пятых, от сборов по оформлению транспортных средств и техосмотра. В-шестых, фонд может "питаться" частью налога на прибыль при купле-продаже транспортных средств.
Сергей Целиков,
директор аналитического агентства "Автостат":
- На самом деле кардинально для налогоплательщиков ничего не меняется. Принцип один - есть машина, с нее надо заплатить денежку. Не важно, по какой считалке считать налог - от мощности двигателя каждого авто и, соответственно, регионального коэффициента либо от стоимости бензина на каждой заправке.
Транспортный налог не отменят, его просто переведут в другой статус. Причем собирать при новой системе его будут в полтора раза больше и наполняемость бюджета, то есть физическое количество в нем денег вырастет.
Аккумуляция их в бюджетном дорожном фонде - это потенциально хорошо. Можно будет строить и ремонтировать дорог больше и лучше. Но вопрос, кто и как этим станет заниматься? Сегодня стоимость строительства и ремонта одного километра российской транспортной магистрали в десять раз дороже аналогичной европейской. Поэтому создание в России дорожного фонда нового типа - это накопление денег. И не важно из каких источников они будут в него поступать, важно, как они будут расходоваться и контролироваться.