"РГ" получила официальные разъяснения по спорным моментам в автостраховании

Министерство транспорта обещает, что уже в начале следующего года будет утвержден список деталей, износ которых не учитывается при выплатах по автостраховке. Об этом на "горячей линии", прошедшей в редакции "Российской газеты", сообщил начальник отдела технической политики департамента минтранса Владимир Котляренко.

Кроме него на вопросы читателей отвечали автор Правил расчета износа автодеталей, директор научного центра НИИАТ Юрий Андрианов и председатель комитета по независимой технической экспертизе Российского союза автостраховщиков Сергей Дорофеев. Кстати, именно страховщики станут тем самым исполнителем и правоприменителем нового закона.

Напомним, 31 мая "Российская газета" опубликовала постановление правительства, утверждающее Правила расчета повреждения автомобиля по ОСАГО. Собственно, все правила касаются исключительно расчета износа деталей машины. Надо сказать, что это первый документ, который на государственном уровне регулирует расчет повреждений автомобиля. В той части, которая касается понижения стоимости затрат из-за срока эксплуатации.

Появился этот документ не на пустом месте: не столь давно в закон об ОСАГО были внесены поправки, в которых четко оговаривалось, что страховщик возмещает пострадавшему стоимость восстановления автомобиля с учетом износа запчастей. Но в то же время этот износ не может превышать 80 процентов. Кстати, по словам наших экспертов, были случаи, когда страховщики начисляли износ в размере, например, 135 процентов. Таким образом пострадавший в аварии еще оставался должен компании за то, что их клиент в него врезался. Новый документ определяет, как считать такой износ правильно. Надо сказать, что это первое постановление правительства, которое утверждает формулы расчета. До такой степени конкретики государство еще не доходило. Однако остается немало болезненных вопросов. С одного из них и начнем.

Российская газета: В Правилах говорится о запчастях, которые износу не подвержены. Однако о каких именно деталях идет речь, непонятно. Когда и кем будет разработан этот список?

Владимир Котляренко: В документе четко не прописано, кто должен разработать такой список, но предполагается, что именно наше министерство. Я не берусь утверждать, что за три месяца он будет подготовлен, но к концу года мы такой документ с коллегами разработаем.

Юрий Морозов, Дубна: Как г-н Андрианов (явный родитель данной методики) предполагает считать износ таких деталей, как фары?

Юрий Андрианов: Пока рано говорить, какие конкретно узлы и агрегаты войдут в этот список. Но если судить по Правилам дорожного движения, то там четко указано, при каких неисправностях запрещено движение транспортного средства. Заметьте, не эксплуатация, а движение. Это тормозная система, рулевое управление, тягово-сцепное устройство, очистители стекла со стороны водителя и светотехника. Так что, я думаю, на фары износ распространяться не будет.

Полный отчет о "горячей линии" в редакции будет опубликован в ближайшем номере "РГ-Неделя"