Обычно на "директорский день" Юрий Новаков ничего не планирует: могут в любую секунду вызвать в городское управление образования, устроить совещание. Правда, на сей раз у директора 15-й общеобразовательной школы Хабаровска дело наиважнейшее: везет на проверку работы девятиклассников по материалам Рособрнадзора.
- Справились дети хорошо. Было бы странно, если бы в школе с математическим уклоном, как наша, математику не одолели, - говорит он.
ЕГЭ в Хабаровском крае обкатывали несколько лет в качестве эксперимента.
- У ЕГЭ есть очень важный плюс: он обнажает наши недоработки, выдавая объективный результат, без скидок на отношения с учеником, на характеры - только истинные знания,- замечает Новаков.
...Дежурный на вахте предупреждает: директора ждут в приемной. В школе всегда обучали детей железнодорожников - выпускники шли прямиком отсюда в соседний железнодорожный вуз. Исключение было лишь однажды, в 41-м. Сразу пятеро выпускников этой школы стали Героями Советского Союза. Ее так порой и называют - школа пяти героев.
На бегу успеваем с директором бросить взгляд на плазменный экран - школьное телевидение транслирует первые кадры каникул: трудовой отряд, ремонт библиотечных книжек, открытие детского лагеря, экзамен у одиннадцатиклассников...
Лето чувствуется во всем.
- Юрий Михайлович, мы переехали в Хабаровск работать из Екатеринбурга, - обращается к Новакову папа второклассника. - Очень хотим учиться у вас...
Такие диалоги в директорском кабинете почти ежедневно. В недавно отремонтированную 15-ю сейчас кинулись многие, хотя это не лицей и не гимназия. В числе крутых не значится. Но она современная - классы огромные, есть электронная учительская, мультимедиа. Впрочем, дело даже не в евроремонте. Есть в ней что-то семейно-домашнее. Плюс удобное расположение.
Гордость Новакова - библиотека, кабинет биологии и истории, в каждом из которых есть свой музей. Но сегодня самый распространенный ответ директора: практически во всех классах полный комплект.
- Можно у входа навешать кучу табличек и регалий, однако родители все равно будут выбирать школу по собственным критериям, пользуясь "сарафанным радио", - размышляет он.
"Сарафанное радио" поведало: в пятнадцатой на крыльце не курят, не матерятся, за входящими следит видеокамера, уборщицы записаны в библиотеку, а родители вовремя получают sms-ки про свое чадо от учителя. Ну так как? Перегружать класс или отказывать?
Вообще-то у каждого директора есть небольшой люфт, позволяющий, не сильно нарушая прокурорские требования, принять одного-двоих лишних.
- Небезвозмездно, - вздыхает Новаков. - Тем, кто очень хочет попасть именно к нам, даю квиток для Cбербанка о переводе спонсорской помощи - сколько может.
И платят. Ведь "нарушить класс-комплект" просят обычно состоятельные родители. По неофициальным данным, в отдель ных хабаровских гимназиях просят за вход до ста пятидесяти тысяч рублей.
- Расслоение среди семей видно невооруженным глазом, - говорит Новаков. - Вокруг возводятся дома для людей с кошельком, родители ищут для детей достойное место учебы. А что делать, если у нас массовая школа? Как обеспечить хотя бы внешнее равенство?
В пятнадцатой для всего школьного населения существует единая форма. Никаких "маркеров состоятельности". В столовой сегодня для всех - гречка с котлетой и салатик. 63 процента детей обедают в школе. Малообеспеченным пекут оладьи и коржики.
С Новаковым здоровается высокий худенький одиннадцатиклассник.
- Пашка - золотая голова, победитель самых разных олимпиад, - оглядывается ему вслед директор.Его уже два института пригласили на учебу. Паша ездит на занятия в нашу школу сызмальства из окраинного поселка. Так получилось, что дед его воспитывает один. Разве им откажешь по причине не той прописки?
Новаков в образовании не новичок. Поднял гимназию в малобюджетном хабаровском микрорайоне, потом руководил 23-й школой, и о ней быстро заговорили. Когда появилась возможность взять после ремонта обновленную 15-ю - перешел сюда вместе с прежней командой.
Первые полгода, поработав в новой школе, слег в больницу. Рассказывает: дети крушили все что ни попадя, чертили на подоконниках, полах, срывали ручки... Почему? Для большинства из них эта школа была чужой: их перевели из закрывшейся соседней. А накануне приезда в Хабаровск министра образования и науки Андрея Фурсенко, вспоминает Новаков, дети выбили сразу четыре двери в туалете.
Впрочем, к посещению министра двери висели на месте. Сейчас директор с гордостью показывает подоконники и перила - ни царапин, ни сколов. Прежняя школа сдавалась в аренду по частям, беречь ее не научились.
- Такого не будет! - заявил Новаков, помня, сколько миллионов влетело в ремонт. - Фирмам среди школьников не место, спортзал тоже сдавать не будем.
Неужто директору деньги не нужны? Нужны, особенно на доплаты учителям, но здесь Новаков разборчив. Можно было отказаться от техничек в школе, только кто же в нее, грязную, пойдет? Он решил: каждый должен заниматься своим делом. Вместо нетрезвой тети в мятом сатиновом халате сейчас на этажах работают женщины в красивой униформе. Детям остается помочь им в одном: после беготни на переменах на линолеуме остаются черные рисунки, и дежурные стирают их резиновой подошвой кроссовок.
Плюс школа может оказывать платные услуги. У Новакова план - 250 тысяч рублей платных услуг в год. Репетиторство - неплохой способ на кусок учительского хлеба намазать тонкий кусочек масла. Иначе педагогам, особенно молодым, в школе не удержаться.
- Юрий Михайлович, какое самое слабое место у сегодняшней школы?
-Воспитание. Недавно решали судьбу одной девочки, отбившейся от семьи. Дома не ночует, авторитетов не признает. Я не сторонник малых педсоветов, где родителей распинают за грехи ребенка. Главное - понять, в чем причина. Вижу, мама стоит, вжалась в стенку. Под градусом. Скажите, девочка тут виновата?
В "день директора" Юрия Новакова могут вызвать на совещание в горуно, в районную администрацию, институт повышения квалификации: по лету, по результатам экзаменов, пожарной безопасности...
К счастью, Юрия Михайловича никуда так и не вызвали. Нам удалось поговорить о его любимой физике, о любимом Есенине, о роли мужчин в школе и о том, кто теперь главное лицо в образовании. Директор, учитель или ученик?
Новаков ответил вопросом на вопрос:
- Без учителя школа может существовать? Нет. А без ученика? Тоже нет. Они и есть главные.