Госдума не планирует подготовку единого федерального закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП), сообщил на форуме "Инвестиции в России" замглавы департамента инвестиционной политики минэкономразвития Олег Костин. По его словам, законопроект о ГЧП активно предлагается регионам.
В некоторых субъектах Федерации уже были приняты законы по ГЧП (Санкт-Петербург, Томская область, Республика Дагестан и др.). Однако представители регионов сетуют на сложность разработки региональных законов о ГЧП, которая заключается как раз в отсутствии единого федерального закона. Между тем именно государственно-частное партнерство и концессионные соглашения должны стать действенным инструментом по дальнейшему выходу России из кризиса, считают эксперты.
Законопроект "О концессионных соглашениях" принят во втором чтении. По словам Олега Костина, одно из нововведений - обязательства концессионеров перед кредиторами, в которых оговаривается деятельность на стадии проектирования и прекращения самого концессионного предложения.
Впрочем, в первую очередь законопроект направлен на упрощение процедур заключения концессионных соглашений, в том числе соглашений, объектами которых являются системы коммунальной инфраструктуры, а также на обеспечение баланса интересов концессионера и концедента. Документ предлагает установить и то, что объектом концессионного соглашения может быть не только недвижимое имущество, но и совокупность технологически связанных между собой объектов недвижимого и движимого имущества, подпадающих под концессионное соглашение. Также устанавливается возможность выступать на стороне концедента двум и более лицам, в том числе государственному или муниципальному унитарному предприятию в случае, если объектом концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства. Кроме того, законопроект определяет порядок участия государственных и муниципальных унитарных предприятий в концессионном соглашении. По мнению авторов инициативы, это позволит концессионеру привлекать кредитные ресурсы и инвестировать их в создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения.
Напомним, что в России действует Федеральный закон от 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", однако эксперты решили, что для развития концессий необходимо устранить целый ряд недостатков. К примеру, в случае транспортных концессий, где действует основная часть концессионных соглашений, - это отсутствие возможности предоставления земельного участка на праве сервитута; невозможность передачи объекта соглашения в залог; отсутствие налоговых преференций для концессионеров и др.