Спорам, стоит ли Москве осваивать свое подземное пространство и не грозит ли ей это провалом под землю, похоже, наступит конец.
Как сообщил на недавней пресс-конференции первый зам. мэра Москвы руководитель городского стройкомплекса Владимир Ресин, ученые РАН выполнили по заказу правительства города масштабное исследование геологического состояния грунтов под Москвой. Сделанное ими заключение гласит: Москва абсолютно безопасна для подземного строительства.
Точка отсчета
Первым серьезным шагом в подземное пространство Москвы стало строительство торгового центра "Охотный Ряд" на Манежной площади. За время его сооружения журналисты выпустили немало стрел в скульптуры Зураба Церетели, украсившие появившийся по соседству фонтан. А уж сколько предсказаний прозвучало насчет того, как пагубно скажется стройка на исторических зданиях Госдумы, "Националя" и других, расположенных поблизости! Но факт остается фактом: здания стоят как стояли. Это подтвердил и впервые появившийся тогда в Москве мониторинг за состоянием застройки рядом с котлованом: ни к каким просадкам строительство "Охотного Ряда" не привело.
Зато вместо пустого асфальта Манежной площади появилось живое пространство, где теперь все время люди, сидят с друзьями в кафе трехуровневого подземного комплекса, играют там в боулинг...
В общем, не зря в том же 1997 году, когда комплекс был сдан в эксплуатацию, "Охотный Ряд" стал лауреатом международного конкурса MIPIM AWARDS.После этого правительству Москвы потребовалось еще 10 лет, чтобы утвердить на своем заседании концепцию освоения подземного пространства города. Власти поставили задачу: объемы строительства под землей ежегодно увеличивать на 150 тысяч квадратных метров. То есть каждый год сооружать примерно еще по два "Охотных Ряда" (его площадь равна 62, 7 тыс. кв. м). К 2011 году они хотели довести этот показатель до одного миллиона квадратных метров в год (или до 15 процентов от общего объема строительства в городе). Если учесть, что в США и Европе на долю подземных сооружений приходится до четверти вводимых площадей, то планы весьма скромные.
Бег на месте
На деле же нет и этого. "Чем мы можем похвастаться? - сетовал недавно Ресин. - 10-этажным подземным гаражом на ВВЦ да примитивными пешеходными переходами. Вот и все наше подземное пространство". Несколько объектов, привлекших поначалу внимание общественности, сейчас лишь раздражают горожан тем, что ограждения вокруг их стройплощадок мешают движению транспорта. Это относится в первую очередь к строительству пятиуровневого торгового подземного комплекса на площади Павелецкого вокзала. Его проект - с торговыми галереями на всех этажах, супермаркетом, фудкортом, развлекательным блоком, десятизальным кинотеатром и пятиэтажной автостоянкой на 875 машино-мест, был утвержден в 2005 году. Нынче комплекс обещали ввести, но, судя по тишине на стройплощадке, ожидать этого не приходится.
Не видать москвичам новой транспортной развязки в 2010 году и на площади Тверской Заставы. Ее правительство Москвы решило построить на деньги инвестора, которому взамен разрешили построить под землей еще один торгово-развлекательный комплекс. Но работы еще в прошлом году застопорились. "Строители натолкнулись на очень старые инженерные коммуникации, которые не значились ни в каких планах, - рассказал "РГ" руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко. - Встал вопрос: кому платить за их перенос? Понимая, что площадь и дальше не может оставаться раскопанной, город выделил миллиард рублей из бюджета Москвы".
"Вынос сетей возобновился, - сообщил корреспонденту "РГ" директор проекта Герман Кагановски. - В ближайшее время начнем работы и по ядру будущего комплекса". По его оценке, они займут не меньше трех лет. То есть торгово-развлекательный центр москвичи получат не раньше 2013 года, а транспортную развязку, по словам первого зам. мэра Москвы Юрия Росляка, - в 2012 году.
Но если сооружение этих комплексов затормозил финансовый кризис, то подземный центр на Пушкинской площади забраковали в 2006 году на заседании общественного градостроительного экспертного совета при мэре Москвы. Архитекторы, представители общественных организаций и рядовые москвичи пришли к выводу, что строительство такого крупного торгового центра только усугубит здесь и без того сложную транспортную ситуацию. Инвесторы согласились со всеми высказанными замечаниями и в корне переработали проект. Участникам недавнего заседания "Экоса" они представили транспортно-досуговый узел: с паркингом на 800 машино-мест, роликодромом и археологическим музеем. Для торговли из прежних 35 тысяч квадратных метров осталось 20 тысяч: уже не дорогие бутики с золотом и бриллиантами, как сначала, а книжные развалы, где можно постоять, полистать книжку, антикварные магазинчики, лавки с сувенирами. С небольшими замечаниями участники совета одобрили новый проект. Но власти одновременно поставили перед инвестором очень трудную задачу: убедить жителей близлежащих домов, что подземный комплекс и тоннели, которые должны соединить Бульварное кольцо и превратить Тверскую в этом месте в бессветофорную улицу, не несут никакой угрозы их жилью. "Мы уже и публичные слушания устраивали вместе с префектурой ЦАО, и проект выставляли на всеобщее обозрение. Все, кто хотел, пришел, познакомился. Но вопрос: а наш дом не рухнет? - то и дело звучит снова", - делился с корреспондентом "РГ" представитель компании.
Папа Римский верит больше
Папа Римский доверяет московским строителям больше, чем некоторые москвичи. "Иначе разве пригласил бы он столичную компанию "Ингеоком" построить подземную стоянку в Ватикане?" - говорит президент Ассоциации инвесторов Москвы Борис Фролов. Разговор подхватывает первый вице-президент РААСН академик Вячеслав Ильичев: "Недавно на Всемирной конференции по механике грунтов я рассказал, как на двадцатиметровой глубине в водонасыщенных песках мы строим тоннель на "Соколе" под действующей линией метро, где осадка может быть не более четырех миллиметров. Они закатывали глаза и цокали языком".
А у нас? Не успеет бульдозер зачерпнуть первый ковш, как начинается очередная кампания: Москва под угрозой провала! Академик Виктор Осипов, директор института геоэкологии, объясняет это тем, что у Москвы и в самом деле слабые почвы, и территория города очень насыщена подземными водами и это приводит к образованию пустот под землей. Это сегодня известно всем. А вот в то, что Москва уже научилась работать в таких условиях, овладела технологиями, которые гарантируют безопасность, почему-то многим верится плохо.
Хотя доказательств тому множество. Прекрасно функционирует, например, подземный этаж усадьбы "Царицыно". С освоения подземного пространства началось и строительство ММДЦ "Москва-Сити", где под каждым небоскребом заложен как минимум паркинг, а в центральном ядре - огромное пространство с центральным пересадочным узлом метрополитена, торговым комплексом и автостоянкой на 2750 машино-мест.
Теплый город
Несмотря на неудачи в начале пути, эксперты предсказывают: через три-пять лет в Москве снова возродится интерес к освоению подземного пространства. Это неизбежно хотя бы потому, что земли у столицы под застройку осталось не больше чем на два десятка лет. К тому же в Генплане развития Москвы до 2025 года впервые появился раздел, посвященный строительству под землей. Руководитель НИИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко считает, что с его помощью у Москвы может появиться настоящий подземный двойник: со своими автомагистралями, пешеходными дорожками, где найдется место даже велосипедистам. Именно эти подземные трассы наконец-то, по его словам, избавят москвичей от неудобств, которые несет с собой кольцевая нарезка улиц, и даст им возможность за считаные минуты попадать из одного конца города в другой.
Владимир Ресин, первый зам. мэра Москвы:
- По сравнению с другими крупными городами мира Москва в освоении подземного пространства плетется в хвосте. В Монреале, например, человек может выйти из дома на работу в одной рубашке и, отправившись подземной дорогой, зайти в поликлинику, кафе, магазин... Разве мы можем себе это позволить? А климат у них такой же, как у нас.