Химразоружение: Уничтожение химического арсенала в России идет строго по графику

Подписав и ратифицировав Конвенцию о запрещении химического оружия, Россия встала перед сложнейшей задачей - ей предстояло уничтожить самый крупный в мире химический арсенал, доставшийся в наследство от СССР. Арсенал, состоявший как из устаревших образцов, созданных еще до Великой Отечественной войны, так и из смертельно опасных фосфорорганических отравляющих веществ. Арсенал, хранить который при любом раскладе было дороже, чем уничтожить.

На повестке дня стояли не только выполнение международных обязательств, поскольку СССР являлся инициатором подписания Конвенции и именно наша страна впервые в мире продемонстрировала в 1987 году иностранным наблюдателям в Шиханах процесс уничтожения химических боеприпасов, но и прежде всего Безопасность, безопасность с большой буквы. Недаром в специально принятой Федеральной целевой программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" обеспечение безопасности процесса уничтожения и защита населения и окружающей среды были определены в качестве непременного условия ее реализации. Как уже неоднократно отмечалось, эта программа является одной их наиболее эффективно и успешно действующих в нашей стране. Уничтожение химического арсенала идет строго по графику, определенному международными обязательствами России. В конце ноября прошлого года, на месяц раньше срока, выполнен третий этап конвенционных обязательств - уничтожено 45 процентов, или 18 тысяч тонн боевых отравляющих веществ.

Хранить нельзя - уничтожить

Обеспечение безопасности функционирования объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия является многоплановой и чрезвычайно сложной в реализации проблемой. Оно возложено на специально созданную структуру - Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Уже из самого названия этой структуры следуют две основные решаемые ей задачи. Первая - обеспечить безопасное хранение химической смерти до того момента, как она будет полностью ликвидирована. Вторая - ликвидировать в максимально короткие сроки.

Суммарные запасы химического оружия, доставшиеся России в наследство от СССР, составляли по весу отравляющих веществ (ОВ) около 40 тысяч тонн, в том числе 32,3 тысячи тонн фосфорорганических ОВ нервно-паралитического действия (зарин, зоман и Ви-икс) и 7,7 тысячи тонн ОВ кожно-нарывного действия (иприт, люизит и ипритно-люизитные смеси). Арсеналы располагались недалеко от мест массового проживания людей, поэтому любая авария могла иметь тяжелейшие последствия. По этой причине хранение химического оружия осуществляется с соблюдением строжайших мер безопасности. Хранилища оборудованы герметичными шлюзами, системой вентиляции, автоматическими газосигнализаторами, которые отреагируют на появлении в воздухе паров ОВ и подадут сигнал тревоги. Корпус каждого химического боеприпаса покрыт специальным индикаторным покрытием, которое в случае утечки отравляющих веществ меняет свой цвет. Индикаторная окраска ежедневно проверяется начальником хранилища. Каждое хранилище оснащено герметичными контейнерами для временного хранения аварийных боеприпасов, где они будут находиться вплоть до момента уничтожения.

Несмотря на строжайшие меры предосторожности, объективным обстоятельством является тот факт, что в процессе долговременного хранения по мере увеличения его сроков под воздействием внешней среды, физико-химических изменений, происходящих с отравляющими веществами, а также других факторов, безопасность состояния химических боеприпасов снижается. В результате время от времени могут появляться аварийные боеприпасы. Именно поэтому в федеральной целевой программе в числе основных мер по обеспечению безопасного хранения и уничтожения химоружия определены систематическая проверка технического состояния химических боеприпасов на объектах по хранению химического оружия, проведение необходимых регламентных работ по их поддержанию в безопасном состоянии, а также своевременное выявление и уничтожение аварийных боеприпасов с использованием специальных комплексов при соблюдении требований технологической и экологической безопасности.

Такие комплексы, получившие наименование КУХО (комплекс по уничтожению химического оружия), были разработаны в начале 80-х годов прошлого столетия. Применяемая на этих комплексах технология была основана на разработанной ФГУП "ГосНИИОХТ" классической технологии детоксикации отравляющих веществ, по которой они подвергаются нейтрализации с использованием специальных реагентов, после чего получаемые реакционные массы и корпуса боеприпасов проходят высокотемпературную обработку в специальных печах.

В состав Федерального управления входит специальное подразделение - по уничтожению аварийных химических боеприпасов. Оно занимается организацией уничтожения аварийных изделий непосредственно на объектах по хранению и объектах по уничтожению химического оружия, обслуживанием и ремонтом комплексов, взаимодействует с федеральными и региональными органами исполнительной власти, подразделениями МВД и МЧС при обеспечении безопасности проводимых работ. Кроме того, на каждом объекте по хранению и объекте по уничтожению химического оружия сформированы и действуют подразделения ликвидации аварийных ситуаций (ОЛАС). Аварийные химические боеприпасы уничтожаются непосредственно на территории объекта силами ОЛАС под контролем и при непосредственном участии офицеров отдела. Уничтожение осуществляется с участием представителей региональных надзорных органов в присутствии инспекторов Организации по запрещению химического оружия.

С 1997 года по настоящее время с помощью комплексов было обнаружено и уничтожено более 1300 аварийных химических боеприпасов. В числе уничтоженных аварийных боеприпасов - 72 авиабомбы. Отсюда, кстати, можно сделать вывод о высокой надежности и безопасности произведенных в свое время и уже длительное время хранящихся химбоеприпасов в арсеналах, особенно если сравнить выше приведенные данные с общим количеством единиц хранения только в двух российских арсеналах - ракетно-артиллерийских боеприпасов в Щучье (около 2 миллионов штук) или авиационных в Почепе (60 тысяч единиц). Тем не менее приговор химическому оружию объявлен - уничтожить!

Технологии и контроль

В основу безопасного уничтожения химического оружия были положены разработанные в нашей стране надежные, безопасные и высокоэффективные технологии уничтожения. Их разработчиком является уже упоминавшееся ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии" (ГосНИИОХТ) (г. Москва). В основе российских технологий лежит принцип химической деструкции отравляющего вещества через его взаимодействие с дегазирующим реагентом. Реакция детоксикации проводится при невысокой температуре в герметичном реакторе, что позволяет достичь максимальной безопасности. В процессе используются системы гарантированной очистки отходящих газов. Широко применяются автоматизированные системы управления и контроля за процессом. Получаемые в ходе уничтожения химического оружия реакционные массы подлежат либо утилизации посредством переработки в нетоксичные продукты с последующим длительным захоронением на специальных полигонах, либо уничтожаются путем высокотемпературной обработки в специальных печах. Возможна также переработка в продукты для народнохозяйственной деятельности (например, реакционные массы от уничтожения люизита на объекте "Камбарка", которые планируется переработать в товарный мышьяк и другие продукты на его основе).

Уникальным ноу-хау отечественных разработчиков явилась технология детоксикации ОВ типа Ви-икс - самого массового отравляющего вещества нервно-паралитического действия в отечественных арсеналах, непосредственно в корпусах крупнокалиберных авиационных боеприпасов. Суть ее гениально проста - реактором является сам корпус авиабомбы. В имеющийся в ней свободный объем через штатный наливной узел добавляется реагент, после чего боеприпас закрывается и отправляется на трехмесячное хранение. По истечении этого срока в нем образуется реакционная масса, по классу опасности аналогичная химическим удобрениям. После чего ее, равно как и корпус боеприпаса, ждет термообработка. Технология успешно реализована на объектах "Марадыковский", "Леонидовка", планируется использовать и на объекте "Почеп". Кстати сказать, в ходе проведенного в 1995 году сравнительного тестирования российских и американских технологий уничтожения химического оружия нервно-паралитического действия американскими учеными было подтверждено преимущество российских технологий уничтожения.

Одной технологии без производственной базы недостаточно. В рамках ФЦП была решена труднейшая задача - проектирование и строительство новых уникальных производственных объектов, которые одновременно являлись опасными химическими производствами, требующими повышенных мер безопасности. Все оборудование и технические устройства не имели аналогов и изготавливались впервые, под конкретное отравляющее вещество и средство доставки. Огромное внимание уделялось качеству строительно-монтажных работ, обеспечению промышленной безопасности при строительстве и эксплуатации объектов. Ни один объект по уничтожению химического оружия не был пущен без так называемого тестового периода, во время которого осуществляется сначала опробование технологического оборудования на инертных средах. Вслед за этим - комплексное опробование на реальных средах, и лишь затем, при отсутствии недостатков и недоработок, давалось разрешение на полномасштабное уничтожение ОВ. Приемку предприятия и разрешение на начало его эксплуатации дает специально создаваемая Госкомиссия. Правильность такой схемы подтвердила практика пяти построенных отечественных объектов УХО, два из которых - "Горный" и "Камбарка" - уже завершили свою деятельность по уничтожению, а два других - "Марадыковский" и "Леонидовка" - уничтожили более чем по 70 процентов своих запасов каждый. Деятельность объектов - постоянный предмет интереса и контроля со стороны Ростехнадзора. Достаточно упомянуть, что за последние годы в рамках федеральной целевой программы Ростехнадзором проведено более 350 проверок на всех объектах по хранению, на всех действующих и строящихся объектах по уничтожению, а также на бывших объектах по производству химоружия, подлежащих конверсии или уничтожению.

ПЭКМ и ГЭКМ

Одним из ключевых моментов в решении проблемы безопасного уничтожения химического оружия в России стало создание системы экологической безопасности объектов по уничтожению химического оружия.

Базовым элементом этой системы является существующая на каждом объекте по уничтожению химического оружия, являющемся опасным промышленным объектом, штатная система контроля за соблюдением установленных экологических нормативов на химическом производстве, называемая производственным экологическим контролем и мониторингом (ПЭКМ). С ее помощью ведется непрерывное наблюдение за состоянием загрязнения производственной зоны и хранилищ, выбросов системы вентиляции, воздуха, почвы, снежного покрова, растительного и животного мира в санитарно-защитной зоне и зоне защитных мероприятий объекта. Система рассчитана на два режима работы - штатный и аварийный. В штатном проводится плановый контроль, а при возникновении аварийной ситуации ПЭКМ призвана оперативно обрабатывать и анализировать поступающие данные, прогнозировать развитие событий с учетом всей суммы факторов, оценивать эффективность мер по ликвидации аварии.

В состав системы входят информационно-аналитический центр и химико-аналитическая лаборатория. Для сбора информации в их распоряжении стационарные посты и передвижные лаборатории контроля, подвижные посты отбора проб. Контроль воздуха промзоны и хранилищ, вентиляционных выбросов ведется с помощью автоматических газоанализаторов. Оперативные данные о погоде поступают от расположенной на объекте метеостанции.

Ввиду особой опасности химического оружия в качестве одной из мер по обеспечению безопасности населения и защите окружающей среды было принято решение дополнить производственный экоконтроль и мониторинг еще одним элементом контроля, создав в рамках федеральной целевой программы государственную систему экологического контроля и мониторинга (ГЭКМ) как объектов УХО, так и природных систем в зонах возможного влияния объектов - санитарно-защитных зон и зон защитных мероприятий.

Реализация задачи создания такой системы была начата совместными усилиями Министерства природных ресурсов РФ и госзаказчика программы ликвидации химоружия в 1999-2003 годах (Российское агентство по боеприпасам). Специалисты ФГУ "ГосНИИЭНП" (г. Саратов) и Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия разработали необходимую нормативную документацию, технические и методологические подходы к обеспечению государственного контроля и мониторинга объектов УХО, методики контроля наличия ОВ в промышленных выбросах и природных средах. Официально система государственного контроля и мониторинга при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия была создана специальным решением Правительства РФ в октябре 2003 года. На базе ФГУ "ГосНИИЭНП" был создан Центр государственного контроля и мониторинга объектов по уничтожению химического оружия, который в течение всего периода функционирования опытного объекта по УХО "Горный" Саратовской области проводил плановый контроль, одновременно отрабатывая методики контроля источников загрязняющих веществ (выбросов, технологических вод, состава отходов и реакционных масс), а также основных природных сред (атмосферного воздуха, почвы и поверхностных вод). Центром осуществлялись проверки состава и безопасности реакционных масс, отрабатывалась методология оценки влияния объекта на окружающую природную среду.

По результатам работы центра была разработана концепция создания региональных систем ГЭКМ для обеспечения государственного контроля и мониторинга строящихся объектов по уничтожению химического оружия. В 2005 году во всех шести регионах РФ, где расположены объекты по хранению и осуществлялось строительство объектов по уничтожению химоружия, были созданы и прошли государственную аккредитацию региональные центры экологического контроля и мониторинга. В ходе проектирования системы ГЭКМ на каждом объекте для санитарно-защитных зон и зон защитных мероприятий были определены точки наблюдения и пробоотбора. На каждую точку был заполнен паспорт с определением координат, описанием местности, путей подъезда. Мониторинг ведется по следующей схеме: фоновые наблюдения окружающей природной среды до пуска объекта, что позволяет получить изначальную картину, оценка влияния объекта на окружающую среду в ходе процесса уничтожения химоружия, и, наконец, мониторинг для определения степени возможных изменений в окружающей среде после окончания работы объекта.

Созданная система позволила обеспечить контроль безопасности объектов со стороны уполномоченных органов исполнительной власти: федеральных надзорных органов, администрации регионов и других структур, в чьем ведении находятся вопросы контроля безопасного уничтожения химоружия. Организована система информационного обеспечения надзорных органов, где установлены компьютерные терминалы, на которые поступает текущая и оперативная информация о результатах контроля и мониторинга.

Как здоровье?

В системе государственных мероприятий, направленных на выполнение Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", важное место занимают вопросы безопасности в плане охраны здоровья людей. Медико-санитарное сопровождение ФЦП осуществляет Федеральное медико-биологическое агентство России, созданное в октябре 2004 года. Особенность ФМБА состоит в том, что агентство не только оказывает государственные услуги в сфере здравоохранения, но и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, к которым относятся, в частности, работающий персонал объектов УХО и население, проживающее и работающее в зонах защитных мероприятий таких объектов.

На объектах имеются заводские поликлиники, предназначенные для ежедневного медицинского контроля за здоровьем работающих, оказания медицинской помощи при заболеваниях и оказания им экстренной медицинской помощи при аварийных ситуациях.

В местах расположения объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия созданы поликлинические консультативно-диагностические центры (ПКДЦ) для обследования граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий. В пос. Кизнер Удмуртской Республики такой ПКДЦ строится. Центры оснащены самым современным диагностическим оборудованием, которым могут похвастаться далеко не все ведущие региональные медучреждения.

Для лиц, закрепленных на медицинское обслуживание в лечебные учреждения ФМБА России, медицинская помощь доступна в полном объеме, включая первичную медико-санитарную помощь, квалифицированную и специализированную, в том числе и высокотехнологичную медицинскую помощь, проведение реабилитационно-восстановительного и санаторно-курортного лечения.

Создается единая система медицинского мониторинга и автоматизированного персонального учета работников объектов УХО и населения, проживающего и работающего в зонах защитных мероприятий. По состоянию на декабрь 2009 года система содержит сведения более чем о 86 000 граждан, из них около 76 000 жителей зон защитных мероприятий (включая 18 465 детей), и около 12 000 работников арсеналов хранения и объектов по уничтожению химического оружия.

Изучение состояния здоровья населения, проживающего в зонах защитных мероприятий, проводится силами профильных НИИ ФМБА России с участием учреждений и организаций здравоохранения регионов. Здоровье детей выделено в особую позицию и изучается специалистами детской клинической больницы N 38 (г. Москва).

Начиная с 2001 года НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека (Санкт-Петербург), НИИ гигиены, токсикологии и профпатологии (Волгоград) и детской клинической больницей N 38 (Москва) проведено комплексное медико-санитарное обследование населения, проживающего в зоне защитных мероприятий вокруг объектов по уничтожению химического оружия в Саратовской, Кировской и Пензенской, Курганской областях, также в Удмуртской Республике.

Анализ состояния здоровья представительной выборки населения, проживающего в зонах защитных мероприятий объектов, показал, что выявленные расстройства здоровья населения связаны с возрастом, полом, неблагоприятными социально-бытовыми условиями жизни. Основными факторами окружающей среды, неблагоприятно влияющими на здоровье, являются загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, котельными, автотранспортом, некачественное водоснабжение, загрязнение почвы пестицидами и другими ядохимикатами, недостаточное благоустройство населенных мест. В обследуемых регионах демографическая ситуация полностью отражает состояние естественного движения населения на территории Российской Федерации.

Проводимое динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, проживающего в местах размещения объектов УХО, не выявило статистически достоверных различий в уровне и структуре заболеваемости населения зон защитных мероприятий с аналогичными показателями здоровья населения регионов.

Во всех регионах при обследовании населения не было выявлено заболеваний, в частности раковых, развитие которых можно связать с воздействием на организм отравляющих веществ, находящихся на объектах по хранению и объектах по уничтожению химического оружия.

Очередное тому подтверждение - комплексная санитарно-гигиеническая проверка, проведенная в 2009 году ФМБА России на территории Кировской области. Ее цель - проверить возможные источники загрязнения объектов окружающей среды в ЗЗМ объекта "Марадыковский" и содержание различных вредных веществ техногенного происхождения в атмосферном воздухе, воде и донных отложениях, а кроме того, дать эпидемиологическую оценку состояния здоровья персонала самого объекта и населения различных возрастных групп, проживающего на прилегающих к нему территориях. По результатам проверки состояние окружающей среды в зоне объекта оценено как удовлетворительное, уровни загрязнения не превышают ПДК.

Активную работу по контролю состояния природной среды в зонах влияния объектов по хранению и объектов по уничтожению ведет Роспотребнадзор, ежегодно проводя социально-гигиенический мониторинг состояния среды обитания человека и осуществляя государственный санитарно-эпидемиологический надзор в этих зонах. Территориальными органами Роспотребнадзора Брянской, Курганской, Пензенской, Саратовской, Кировской областей и Удмуртской Республики в рамках мониторинга в зонах защитных мероприятий химических арсеналов ведется мониторинг по определенным приоритетным загрязнителям. Основная цель мониторинга - гигиеническая оценка факторов среды обитания и здоровья населения, выработка предложений для принятия управленческих решений органами местного самоуправления для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Мониторинговые точки, периодичность лабораторных исследований факторов среды обитания определены в соответствии с действующими нормативными и методическими документами. Контролируемыми факторами среды обитания человека, включенными в программу мониторинга, являются атмосферный воздух, питьевая вода из централизованных и нецентрализованных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, вода поверхностных водоемов в местах водозабора и зонах рекреации, почва, продукты питания животного и растительного происхождения местного производства.

В 2009 году исследования факторов среды обитания человека проводились в ЗЗМ объектов в 197 мониторинговых точках, в том числе в 34 точках в Брянской области, 15 точках Кировской, 28 - Курганской, 33 - Пензенской, 33 - Саратовской области и 54 точках по Удмуртской Республике из расчета двух объектов: в г. Камбарке и в г. Кизнере.

Данные мониторинга свидетельствуют об удовлетворительном состоянии окружающей среды вокруг контролируемых населенных пунктов и отсутствии в ней отравляющих веществ и продуктов уничтожения химического оружия.

Результаты исследований состояния окружающей среды в зоне влияния объектов по хранению и уничтожению химического оружия, проводимых штатными и надзорными структурами, оцениваются как удовлетворительные, уровни загрязнения не превышают ПДК, а, следовательно, система безопасности процесса уничтожения химического оружия и технологические решения, заложенные при проектировании объектов УХО, и используемые технологии уничтожения боевых отравляющих веществ выполняют свою задачу по недопущению поступления вредных примесей в атмосферу.

Этот вывод на днях подтвердил полпред президента в ПФО, председатель Госкомиссии по химразоружению Григорий Рапота. Отвечая на вопрос о безопасности пяти химических арсеналов, находящихся на территории округа, он отметил, что "на всех объектах УХО очень высокая степень защищенности, и именно они вызывают меньше забот, т.к. там изначально закладывались самые современные технологические методы работы. И на этих объектах участие людей непосредственно в производстве сведено к минимуму, а фактически там все процессы автоматизированы".