Банкоматы обязаны предупреждать о взимаемой комиссии

"Осторожно, ваш банк может снять с вас комиссию, а мы не будем", - такие надписи смогут увидеть потребители через три месяца, если воспользуются услугами банкомата "чужой" кредитной организации. Госдума приняла во втором чтении поправки в Закон "О банках и банковской деятельности".

Ситуацией еще в прошлом году заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Ее как раз не устраивало, что кредитные организации не дают информацию о комиссии за услуги. "Банки в последнее время подняли стоимость комиссии в 2-3 раза по сравнению с 2008 годом и не информируют клиентов об этом, что неприемлемо в условиях кризиса", - говорилось в претензии антимонопольщиков. Депутаты также хотели установить точный размер стоимости услуг всех банкоматов.

Но не сложилось, и поправки оказались не совсем такими, как хотелось бы потребителям и законотворцам. В соответствии с принятым законом банки теперь обязаны перепрограммировать свои банкоматы. На это им выделено 90 дней, но дополнительных затрат не потребуется. За это время все "деньговыдающие" устройства в России должны научиться говорить пользователям, какая комиссия будет взиматься в случае, если они являются клиентами другого банка. Хотя 90 процентов банков и не берут проценты за выдачу наличных со счета конкурента. Зачастую это делают в самом "родном" банке за измену с банкоматом другого. То есть за перевод со своего счета на счет другой кредитной организации.

"Первый вариант этого закона предусматривал, что банкомат обязан был бы выдавать полную информацию о процедуре", - объяснил корреспонденту "РГ" член Комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. Однако позже выяснилось, что технически это невозможно. "Чужой банк знает, сколько он с вас возьмет, но не знает, сколько возьмет ваш родной", - говорит эксперт. При этом если между этими кредитными организациями есть корреспондентские отношения, то информацию теоретически получить возможно, а если нет - то уже гораздо труднее.

Пока же банкоматы будут предупреждать, что они берут комиссию, к примеру, в 0 процентов, но ваш банк может потребовать и больше. А отношения клиента и "родного" банка - личное дело каждого пользователя. Потребителям самим предложено требовать от банков снижения процентов или их отмены. "За каждую работу приходится платить, - говорит Павел Медведев, - рыночная экономика не терпит ограничений". Если, по его словам, отменить комиссию, банки придумают, за что брать отнятые деньги. Единственный способ - развивать конкуренцию, чтобы клиенты могли выбрать тот банк, который за измены денег не берет.