Российско-французское оборонное сотрудничество выходит на новый уровень. В Париже готовы отказаться от схемы "Мы вам товар, вы нам деньги" и поделиться с Москвой некоторыми военными технологиями.
Начало этому процессу положил контракт, заключенный между Рособоронэкспортом и компанией Thales. Речь идет о лицензионном производстве на Вологодском оптико-механическом заводе элементов французских тепловизоров. Детали и сумму сделки стороны не разглашают. Однако известно, что в Вологде собираются делать узлы для приборов ночного видения. Под эту задачу на заводе даже создали специальный центр. В первую очередь лицензионными тепловизорами хотят оснастить танки Т-90.
Надо сказать, что зарубежную электронику наши оборонщики используют давно. Но ставят ее главным образом на экспортную продукцию. К примеру, сделанный для Индии истребитель Су-30МКИ по просьбе заказчика снабдили инерциальной навигационной системой и многофункциональным жидкокристаллическим дисплеем французского производства.
Нашим военным самолетам такое оптико-электронное оборудование тоже необходимо. Отчасти проблему закрывает национальный ОПК. Однако выпускать всю приборную номенклатуру ему сейчас не под силу. Заказывать недостающее в том же Париже дорого. Поэтому взят курс на организацию в России лицензионного производства. Танковые тепловизоры в этом списке первые, но далеко не последние. Следующим этапом технологического сотрудничества двух стран может стать выпуск у нас элементов французской авионики для истребителей Су-27СМ2 и фронтовых бомбардировщиков Су-34. Там, глядишь, дело дойдет до других самолетов и бронемашин.
Если вернуться к Т-90, нелишне напомнить: французские ночные приборы на танки ставят уже несколько лет. С их помощью экипажи прекрасно ориентируются на местности и отлично видят цели в темное время суток и при густом тумане. Тепловизоры мы получаем в готовом виде и выкладываем за них немалые суммы. Как утверждают специалисты, налаживание собственного лицензионного производства и сервисного обслуживания приборов сократит валютные расходы и даст отечественной оборонке новые рабочие места. Армия от этого тоже выиграет, поскольку не будет зависеть от зарубежного контракта.
Но главное, что выработанный в переговорах с французской фирмой алгоритм взаимодействия должен сослужить хорошую службу при заключении новых лицензионных контрактов. В частности, по вертолетоносцу "Мистраль". Напомним, что Россия хочет купить один готовый корабль, а еще три построить самостоятельно. Для этого нужны авторские технологии, и вокруг их передачи нашим корабелам разгорелся жаркий спор. Все страны мира военными разработками делятся крайне неохотно, а кое-что не передают ни под каким предлогом и ни за какие деньги. Но в случае с "Мистралем" ситуация, похоже, иная. Во всяком случае, начальник Генштаба Николай Макаров недавно заявил, что переговоры по этому контракту близятся к завершению. И даже назвал регион, где такие корабли нам крайне необходимы, - Дальний Восток.
- Курильскую гряду сейчас вообще защитить нечем, - признался генерал. - Там раньше была армия, теперь никого нет. Чтобы закрыться, нужны мобильные средства для быстрой доставки десанта. Тем более что "Мистраль" раза в четыре-пять больше, чем наши десантные корабли.
Между тем
По данным Центра анализа стратегий и технологий, объем контрактов на закупку для Российской армии западных вооружений и военной техники в ближайшие пять-шесть лет может составить около 10 миллиардов евро.