Евгений Федоров: Российский рынок и экономика в целом работает процентов на 20-30 от своих возможностей

Укрепление института частной собственности будет способствовать привлечению инвестиций в российскую экономику

Слабость механизмов защиты частной собственности препятствует привлечению инвестиций, в том числе иностранных. О том, как эту проблему решить, "РГ" беседует с председателем комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгением Федоровым.

Ключевой вопрос рыночной экономики - укрепление института собственности. Как дела с этим обстоят в РосФсии?

К сожалению, до сих пор в России нет понимания, что собственность - священная основа всей рыночной экономики. По сути, от непонимания этой проблемы мы хуже живем. Российский рынок и экономика в целом работает процентов на 20-30 от своих возможностей, из-за того, что не решены некоторые фундаментальные вопросы, связанные, в том числе, с нашей историей и психологией. Мы попросту не привыкли к частной собственности. Общество требует командовать ценами, хотя с точки зрения рыночной экономики государству напрямую командовать ценами - это глупость. Это приводит к заниженным темпам роста и низкому уровню жизни по сравнению с возможностями, которые имеет РФ. Вопрос собственности везде нуждается в укреплении - в правоохранительной, судебной, регистрационной системах, в законодательном обеспечении, в инструментальном развитии.

Нам пока не хватает нужных законов?

Надо пересматривать все законы с позиции фундаментального укрепления института собственности. Так, например, в России только один процент земли находится в рыночном обороте, то есть зарегистрирован, имеет кадастры, обеспечен рыночным оборотом. Это приводит к тому, что ВВП у нас меньше процентов на 20 от того, что могло бы быть, только из-за одного рынка земли. Или давайте рассмотрим интеллектуальную собственность. Ведь ее оборот и научный бизнес, который стоит за ней, должны давать процентов 30 ВВП. Посчитайте. Мы только за счет этих двух рынков беднее примерно в полтора раза. А у нас все рынки перекошены, недооценены, в основе недооценки рынков стоит отсутствие необходимого статуса института собственности.

Как укрепить институт собственности?

Неразвитость института собственности напрямую связана с типом экономики. Поскольку сегодня российский тип экономики сырьевой, а сырьевые компании - это большие монополии и они защищают свою собственность через политические инструменты. Поэтому собственность нужна малому и среднему бизнесу, а не гигантским монополиям. Мы не можем развивать малый, средний бизнес, современный тип промышленности, фундаментально не укрепив собственность. Почему эти вопросы не были в свое время решены? Потому что монополии таким образом защитили себя от конкуренции со стороны малого, среднего бизнеса и промышленности. Они как бы создали искусственный барьер.

Второй момент: российская экономика не является национальной, пока не сформированы серьезные современные институты защиты собственности. Простой пример. Крупный российский бизнес, за единичным исключением, находится в иностранной юрисдикции. Когда вам говорят - российский бизнесмен - 99 процентов вероятности, что это не российский бизнесмен, хотя паспорт у него и российский. Бизнес защищает себя прежде всего через иностранную юрисдикцию. Изначально российская экономика строилась именно по этой модели.

Мы - страна, в которой национальный бизнес не является национальным. Россия - скорее колония в плане институтов собственности. Это тоже определенный перекос в нашем историческом развитии, который приводит к довольно узкому механизму развития. Фактически развиваются только те субъекты нашей экономики, без которых мировая экономика не может обойтись. Возникает жесткий перекос в промориентации российской экономики в плане мирового разделения труда.

Недавно в Госдуму внесен законопроект, связанный с взаимоотношениями собственников компаний, акционерных обществ с менеджментом этих компаний. Этот законопроект, урегулируя перекрестное владение акциями, по сути, запрещает дирекциям компании покупать акции собственной компании, вернее, не дает возможность этими акциями воспользоваться. Таким образом, четко выстраивается архитектура - владельцы компании, акционерных обществ и менеджмент этих компаний, где владельцы являются главными. Упрощается и систематизируется вертикаль собственности с точки зрения акционерных обществ. Недавно минэкономразвития начало готовить антирейдерские пакеты, закрепляющие ответственность, в том числе и уголовную, за действия, направленные на незаконный захват собственности.

Также укрепляется институт банкротства, готовятся серьезные поправки. В целом, надо корректировать все законодательство без исключения. Но нельзя забывать, что институты собственности в мире совершенствовались по 3-4 столетия. Нам же предстоит лет за 10-15 проскочить тот путь, который мир проходил веками.

Давайте поговорим о модернизации, технологическом обновлении всей производственной сферы России.

Это поле системных вопросов - институты, инструменты, сложные элементы рыночной экономики. Рыночная экономика в разы сложнее командно-административной. Но одно дело приказать Госснабу, Госплану. Другое дело договориться между миллионами субъектов экономической деятельности. Если думать, что есть палочка-выручалочка и достаточно принять один какой-то закон, одно решение, то ничего не получится. Мало того, преждевременное финансирование новых инструментов приведет к притормаживанию, потому что любое прямое финансирование рыночной экономики автоматически снижает мотивацию бизнеса, снижает его риски, и как результат - эффективность. Если вы подарите бизнесмену деньги, вместо того чтобы он их трудом заработал через новую логистику, через новые предпринимательские идеи, с помощью новых правил экономики, он автоматически перестанет быть предпринимателем.

Так все-таки что такое модернизация?

Это изменение типа промышленности. Промышленность в основе своей закладывает технологии. Технология - интеллектуальная собственность, созданная прикладной наукой на рыночных условиях и проданная в промышленность. Я говорю об азбуке развитой рыночной экономики. В России, к сожалению, ясного понимания о ней нет. Например, недавно на съезде РСПП Александр Шохин заметил: мы уже два года говорим о модернизации и инновациях. Вы ответьте, что такое инновации? Ответа он не получил.

Как же можно говорить о модернизации и инновационной экономике, если нет простых ответов. Я вам открою простой секрет: инновации - это деньги, потраченные на приобретение технологий. Но для них нужна соответствующая среда - запуск новых видов бизнеса, прежде всего научного прикладного бизнеса, и новых инструментов рынка технологий.

Можете привести примеры стран, вырвавшихся вперед, по пути которых Россия могла бы идти, учитывая свою национальную специфику?

А нам все равно, какой путь избрать. Мы настолько сильно отстали в плане новой экономики, организации дела, ее инструментов, что не важно - немецкий ли это будет путь, французский... Из европейских стран ориентиром все-таки может служить Германия. А самая передовая в этом плане страна - США. Именно там наиболее развит рынок технологий. Их только на экспорт уходит порядка 175 миллиардов долларов в год. Такой инструмент, как технология, в российской экономике отсутствует вовсе. Если говорить о рынке промышленной интеллектуальной собственности в Штатах, то мы отстаем по объемам этого рынка, продажам, в сто тысяч раз.

Мы передовые в области науки и креатива. Но это никак не сказывается на нашей экономике. У нас нет инструментов, которые дают возможность ученому продать свой труд и заработать.

Нам надо отбросить всякую гордыню и выучить технологию современной экономики. Она и есть инновационная с ее инструментарием.

Чем отличается современное промышленное предприятие в развитой стране от российского?

В балансе у российского предприятия почти нет технологий. Основной баланс наших предприятий - станки, оборудование, здания и т.д. А интеллекта в балансе нет. Российское предприятие - полного цикла. В Европе такие предприятия практиковались в прошлом веке. Это локомотивы индустриальной эпохи. В постиндустриальной эпохе другой, принципиально новый тип производственных предприятий. То есть не огромные монозаводы-города, где работает по сто тысяч человек, а небольшие, компактные предприятия, где трудятся 500 человек с высочайшей производительностью труда за счет роботизации, современных технологий. У нас нет научного сектора бизнеса. Хотя он должен весить где-то 30 процентов ВВП. За счет того, что все мозги, интеллект с предприятия отнесены не к рацпредложениям, а к профессиональной науке и там куплены, у этой профессиональной науки, за счет этого происходит ускоренная модернизация и переход предприятия на новый тип. Для бизнесмена, который строит новое предприятие, после исследования рынка главный вопрос не где скупить станки или найти старую производственную площадку, а где купить дорогостоящую, около 100 миллионов долларов, технологию, и не одну. Изменение типа российской экономики, модернизация возможна только тогда, когда мы освоим новые экономические инструменты. Не новые технологии, а экономические инструменты, которые как раз и позволяют купить любые современные технологии или их создать. Потенциал создания новых технологий в России огромен. Каждая четвертая мировая технология создана либо на базе российских идей, либо российскими учеными, которые работают за рубежом. Их порядка 700 тысяч. Они вернутся в Россию, как только здесь будет налажен обычный стандартный рынок интеллектуальной собственности.

Знаете, сколько законов надо в России изменить для того, чтобы перейти в новый тип экономики? Мы посчитали - 109. Надо, чтобы бизнес эти законы принял, научился по-новому хозяйствовать, изучил новые инструменты.

Таможенный союз поможет решению этих проблем?

Да. Не только Таможенный союз, но и любая централизация, а политика идет рука об руку с экономикой всегда, укрепляет базовые основы рынка. Как только мы расширяем единое экономическое пространство, мы автоматически повышаем все базовые возможности. Сразу начинают падать кредитные ставки, снижаться производственные расходы, соответственно падает инфляция. Рейтинги производственных предприятий в России начинают повышаться. По сути, мы получаем макроэкономический эффект. Мы получаем эффект за счет специализации. Каждая республика имеет свою специализацию. Кто-то занят сборкой, кто-то - производством, кто-то добывает сырье и т.д. Фактически мы выходим на новую экономическую площадку для всей экономики стран союза.

Переработка 109 законов и принятие новых для изменения типа экономики означает, что в науку с рынка (это стандартные условия) начнет поступать порядка 10 триллионов рублей в год. Сегодня вся наука финансируется государством и бизнесом на 350 миллиардов рублей. В результате принятия законов ставки возрастут до10 триллионов. Мощное финансирование поможет вернуть в Россию российских ученых, кроме того, это сможет привлечь в Россию и специалистов из других стран, примерно тысяч 500. Думаю, чтобы стать лидерами среди стран с инновационным типом экономики нам потребуется десять лет.