Новые нормы строительства должны сделать столицу удобнее для жизни

Комфорт по-московски - это если от дома до работы ехать не больше часа, вести ребенка в садик не дальше чем за 300 метров, а в школу - не более чем за 500.

Три месяца дал мэр Москвы Юрий Лужков на последнем заседании правительства Москвы на доработку Закона "О нормах и правилах градостроительного проектирования в городе Москве". Документ с таким будничным названием, как заметил председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Московской городской Думы Михаил Москвин-Тарханов, призван дать ответы на самые актуальные вопросы при московских расстояниях. Например, сколько времени должна занимать дорога от дома до работы? На каком расстоянии должны располагаться детсад, школа, поликлиника, роддом, ЗАГС?

Причем, если раньше их доступность для жителей волновала только самого москвича при покупке новой квартиры, то новые нормативы комфортного проживания в столице ставят вполне конкретные задачи властям.

Станет ли дорога короче?

Как известно, прежде строители руководствовались СНИПами, стремясь при этом выжать из каждой стройплощадки максимум выгоды для себя. Новый Градостроительный кодекс РФ разделил прежние строительные нормы на две части. Регламенты, гарантирующие физическую безопасность населения и строений, устанавливаются на федеральном уровне. Требования к комфорту населения разрабатывает в виде нормативов каждый регион сам для себя.

"Если Генплан развития Москвы до 2025 года, как раз в эти дни вступивший в силу, отвечает за развитие всего города, то новый закон должен обеспечить комфорт на каждой отдельной территории, так как именно в нем устанавливаются стандарты качества городской среды", - подчеркнул в своем докладе на заседании правительства Москвы главный архитектор города Александр Кузьмин. В основу комфорта по-московски, пояснил он, заложены прежде всего транспортная доступность всех объектов социальной инфраструктуры города, безопасность объектов инженерии и комплексность застройки.

Например, время на поездку из спальных районов до исторического центра Москвы не должно превышать 45 минут, а до места работы - часа. Для того чтобы это стало реальностью, новые нормы предполагают развитие транспортного обслуживания и улично-дорожной сети, а также комплексность застройки - правило, от которого Москва довольно часто отступала в последние годы.

"Для жителей Кожухова, скажем, транспортная доступность не стала бы проблемой, если бы наряду с возведением жилого микрорайона было возведено легкое метро", - привел пример Александр Кузьмин. Чтобы прежние ошибки не повторились в будущем, в новых нормах записано, что от подъезда дома до станции метро, железной дороги или монорельса должно быть не более 15 минут пешком или на транспорте, а до остановки наземного общественного транспорта отделять расстояние не более 500 метров.

Существенно облегчить участь москвичей, тратящих непомерно много времени на дорогу, по мнению главного архитектора, должны транспортные пересадочные узлы, термин которых впервые появился в этом документе. Цель их - обеспечить комфортную пересадку с одного вида транспорта на другой, а потому и располагаться они должны в пешеходной доступности от станций метро и остановок автобусов. Разгрузят дороги, по мнению разработчиков законопроекта, площадки для отстоя общественного транспорта в межпиковые часы и разворотные площадки. А вот для АЗС, за размещение которых ратовал, например, первый зам. мэра Петр Бирюков, по мнению Александра Кузьмина, места на столичных дорогах быть не должно, так как они могут лишь усугубить и без того напряженную транспортную ситуацию.

В новых нормативах оговорен и еще не существующий водный транспорт. Причалы водного такси должны находиться на расстоянии не больше 400 метров до остановок городского наземного транспорта. Парковки для транспорта москвичей за пределами ТТК должны располагаться не дальше 400 метров от дома, а в пределах ТТК, где место под них трудно найти, - не далее 1200 метров. Впрочем, в ходе обсуждения прозвучало предложение прописать эту норму единой для всех горожан.

Детсад, школа, магазин

Детский сад по московским стандартам должен находиться не далее 300 метров от дома, продуктовые магазины, аптеки, спортплощадки, а также комплексы бытового обслуживания населения - в 500 метрах. Из уже имеющегося в этом списке пока не вызывают сомнений, пожалуй, лишь магазины. Размещение их по программе шаговой доступности от дома явно сделало свое дело. Да еще аптеки - их в Москве понатыкали даже больше, чем нужно, по единственной причине: слишком выгодно оказалось торговать пилюлями. Стоят дорого, а места занимают мало, не то что банки с кабачковой икрой. Детсадов пока катастрофически не хватает, да и расположены они кому как повезет: у одних - буквально под боком, другим приходится не только ехать на автобусе, но еще и с пересадками. "Эту задачу столице, даже с учетом переживаемого ею бэби-бума, было бы решить легче, если бы мы могли открыть на первых этажах жилых домов домашние и семейные детские сады, - считает Михаил Москвин-Тарханов. - Не позволяют это сделать в нужных городу масштабах санитарные нормы открытия детсадов, установленные на федеральном уровне. Мы будем вести переговоры по их пересмотру".

Поликлиник, которые должны размещаться в 15-минутной транспортной доступности, в Москве пока тоже дефицит. "Но эта проблема решаема, - заверил корреспондента "РГ" Александр Кузьмин. - Столкнувшись с этой проблемой во время обсуждения Генплана развития Москвы, мы уже отвели под новые поликлиники 50 площадок. И если бы не финансовый кризис, их строительство шло бы уже полным ходом".

Зелени больше не будет, но и меньше - тоже

Большое место в новых нормативах экологии уделено в частности озеленению как жилых районов, так и производственных зон. "Мы повесили на себя дополнительные обязательства - не формировать больше единую жилую застройку, а предусматривать новые скверы, внутриквартальные парки и сады, - говорил Кузьмин вчера журналистам уже после заседания. - Почему нам так уютно на территории столицы, застроенной в 60-е годы? Потому что там в отличие от застройки 70-80-х годов прошлого века, сплошь усаженной типовыми домами, много деревьев и кустарников". Поэтому в документе записано: внутри квартала зелени должно быть не меньше 5,6 квадратных метра, во дворе дома - не меньше 2 кв. м. Парк городского значения должен находиться от жилого комплекса не далее 30 минут транспортом. В парках районного масштаба под зрелища должно быть отведено не более 10 процентов, для отдыха детей - 20, для прогулок и тихого отдыха - не менее 50 процентов территории. При этом посетители должны иметь возможность поставить машину не более чем в 200 метрах от парка, а инвалиды - в 100 метрах от входа.

Впрочем, насчет того, что столица в будущем буйно зазеленеет, Михаил Москвин-Тарханов, например, особо не заблуждается. "От силы 1 процент может быть прибавки, - сказал он корреспонденту "РГ". - Уберечь бы то, что имеем".

Прямая речь

Юрий Лужков, мэр Москвы:

- Генплан развития Москвы до 2025 года вступил в действие, но в одиночку он работать не будет. Нужны узаконенные правила проектирования, которые помогут сделать работу по его исполнению более точной. Но при этом надо иметь в виду, что есть, например, исторический центр города, который сложился как сложился. И есть территории развивающиеся, которые и должны строиться с учетом новых правил.

Кстати

По результатам исследования, проведенного компанией Ekonomist Intelligence Unit (EIU), самым комфортным для жизни городом мира признан канадский Ванкувер. Составители рейтинга оценивали города по таким параметрам, как уровень жизни населения, социальная стабильность, безопасность, климатические условия, состояние окружающей среды, развитость инфраструктуры, здравоохранения и культуры, а также доступность товаров и услуг.

Второе место получила столица Австрии Вена, а замыкает тройку лидеров австралийский Мельбурн. В десятку же самых комфортных городов мира попали Торонто ( Канада), Перт ( Австралия), Калгари (Канада), Хельсинки ( Финляндия), Женева ( Швейцария), швейцарский Цюрих и австралийский Сидней.

Москва в этом списке заняла лишь 69-е место.