Уральские банки восстанавливают программы автокредитования

Удобный и привычный механизм приобретения автомобиля - кредит - снова становится двигателем продаж.

- В аналогичный период прошлого года в кредит оформляли машины только 20 процентов наших покупателей, сейчас по такой схеме приобретается порядка 35-40 процентов от общего количества проданных автомобилей, - рассказывает руководитель отдела маркетинга крупного уральского автохолдинга Светлана Петровых.

Это подтверждает статистика агентства "Автостат": по его данным, доля продаж машин в кредит приближается к 40 процентам.

- Несмотря на то, что 13 банков откладывают запуск автокредитных программ и еще семь работают по замороженным ставкам, ситуация улучшилась. Если ранее первоначальный взнос был установлен в пределах 20-30 процентов, то сейчас есть программы даже с нулевым взносом. Более того, автокредит сегодня можно получить по двум документам - паспорту и водительскому удостоверению. При этом расчет лимита кредитования происходит исходя из заявленных в анкете доходов, а подтверждение справкой 2НДФЛ не требуется, - комментирует сложившуюся ситуацию генеральный директор компании - кредитного брокера Евгений Шмелев.

Автомобильный кредит банкиры, как правило, считают довольно безопасным - ведь в залог оформляется само транспортное средство, которое отходит банку в случае невыплаты кредита заемщиком. Однако четверть работающих на Урале банков до сих пор не возобновила автокредитование, в том числе и ряд крупнейших региональных финансовых структур. О причинах отказа от выдачи автокредитов рассказал начальник департамента розничного бизнеса одного из уральских банков Константин Богатырев:

- Автокредит традиционно является недорогим продуктом, и поэтому региональным банкам трудно соперничать на этом поле как с кредитными программами самих автопроизводителей, так и с крупными федеральными банками, которые могут заключать с автозаводами договоры, предусматривающие процентный бонус банку за проданные машины. И у тех, и у других есть доступ к сравнительно дешевым зарубежным финансовым ресурсам, чего лишены местные банки: устанавливая низкие ставки, они несут риск убыточности операции. Мы решили пойти другим путем и развивать потребительское кредитование. Полученные таким образом деньги можно потратить на приобретение автомобиля, и хотя ставка будет несколько выше, зато покупатель, например, сможет избежать обязательного страхования автомобиля по КАСКО и самостоятельно выбрать, как нести ответственность по собственным рискам.

Средняя по рынку ставка в данный момент держится на уровне 15,5 процента: по сравнению с четвертым кварталом 2009 года она упала на 1,7 процента. При этом минимальная из предлагаемых банками ставок - 11 процентов, а максимальная - 24. В то же время эксперты рынка отмечают, что тенденция ужесточения требований к заемщику все еще не преодолена, в частности, в банках по-прежнему велик процент отказов.

Ассортиментная линейка автокредитов все еще ощущает на себе последствия кризиса. Например, сложно найти программу, позволяющую купить подержанный автомобиль "с рук". Кредитные брокеры рассказали о приемах, с помощью которых это ограничение преодолевается: поскольку через салоны банки кредитуют охотно, то нужный подержанный автомобиль с небольшой компенсацией сдается в салон и потом легко приобретается с использованием заемного механизма.

Авторынок в целом сегодня на подъеме. Как свидетельствует директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков, спрос на автомобили растет во всех сегментах. Благодаря стимулирующим государственным программам наиболее ощутимый рост отмечается в самом низком ценовом диапазоне - до 200 тысяч рублей. Элитные сегменты растут не так активно, а в среднеценовой категории повышенной популярностью пользуются машины стоимостью 400-600 тысяч рублей: спрос тоже сместился в сторону недорогой техники. Также эксперт отмечает, что уральский рынок легковых авто по сравнению с местным рынком коммерческой и производственной техники "проседал" в кризисный период не столь сильно, но все-таки ниже, чем в центральных регионах и на юге России.

Государственная программа льготного кредитования, возобновленная с конца февраля нынешнего года, стала более эффективной. По данным Минпромторга РФ, по состоянию на 28 мая российские банки выдали 52368 автокредитам по субсидированным государством ставкам, приняли 125896 соответствующих заявок. По замечаниям аналитиков, за три с небольшим месяца после возобновления программы было принято больше заявок, чем за девять месяцев действия льготного автокредитования в прошлом году, а доля "льготных" авто в общем объеме продаж выросла с 6,6 до 15 процентов.

Была продлена и другая стимулирующая программа по утилизации старых автомобилей и выдаче их владельцам сертификатов на 50 тысяч рублей для покупки новых машин. Банкиры отмечают ее положительное влияние на рынок автокредитования:

- Многие владельцы старых машин, сдав их в утиль и получив сертификаты, обратились в банки за суммами, недостающими для покупки нового авто. Мы в последнее время наблюдаем рост количества заявок на кредиты для приобретения автомобилей. Во-первых, автопроизводители всячески стараются стимулировать спрос и проводят различные акции для покупателей, во-вторых, кредиты становятся все дешевле, - констатирует Геннадий Козлов, начальник отдела кредитования населения одного из уральских банков.

В реализации программы льготного кредитования опрошенные представители местных автосалонов не видят проблем, а вот программа утилизации породила ажиотаж: до сих пор сохраняется дисбаланс между большим количеством поданных на утилизацию заявок и числом проданных машин. По официальной общероссийской статистике, 200 тысяч сертификатов должны закончиться вот-вот - в июне текущего года, а автомашин по ним продано 65 тысяч.

- Очередь на утилизацию автомобилей у нас составляет четыре тысячи человек, - рассказывает Александр Андриянов, заместитель директора компании - дилера отечественных автомобилей, также занимающейся утилизацией. - Если бы программа не была продлена, эти заявки, скорее всего, были бы не удовлетворены. Наибольшим спросом при таком варианте приобретения авто у нас пользуются недорогие "классические" отечественные машины, менее востребованы относительно новые модели. Кроме этого, различаются сроки доставки машин в автосалон: с новыми линейками они несколько больше, но рано или поздно все покупатели получат свои машины.