Создание Таможенного союза открывает новые возможности для инвесторов

Создание единого экономического, в том числе инвестиционного пространства РФ, Белоруссии и Казахстана предусмотрено основополагающими документами Евразийского экономического сообщества (ЕвАзЭС), в котором участвуют эти страны (а также Киргизия и Таджикистан).

В последние годы многие государственные чиновники этих стран, особенно России и Казахстана, то и дело прогнозируют своего рода "расцвет" инвестиционной активности в государствах Таможенного союза. Утверждая, что сам факт создания ТС чуть ли не автоматически увеличит объемы трехсторонних капиталовложений и, соответственно, "набор" отраслей, куда будут направляться эти инвестиции.

Как полагает первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, с отменой внутренних таможенных границ и унификацией национальных экономических законодательств у инвесторов трех стран появятся широкие возможности для "перекрестного" инвестирования. Кроме того, для этих инвесторов в каждой из стран ТС будет создан режим максимального благоприятствования. По словам И. Шувалова, Россия как председатель СНГ в текущем году будет содействовать формированию единого экономического пространства в рамках всего СНГ, что обеспечит должный "простор" для российско-белорусско-казахстанских капитавложений не только внутри Таможенного союза, но и в других странах Содружества.

Схожее мнение у первого вице-премьера Белоруссии Андрея Кобякова. В то же время он убежден, что в связи с созданием Таможенного союза требуется обеспечить равные экономические условия для субъектов хозяйственной деятельности. В том числе для инвесторов на территории трех стран - членов ТС. Только в этом случае, по его словам, будет гарантирована должная эффективность трехсторонних инвестиционных проектов в России, Белоруссии и Казахстане.

Генеральный секретарь ЕврАзЭС Тимур Мансуров согласен с такими оценками. Он считает, что устранение таможенных и торговых барьеров во взаимной торговле будет способствовать устойчивому экономическому росту всех трех стран и обеспечит к 2015 году дополнительный прирост совокупного ВВП государств Таможенного Союза на 15-18%. В том числе благодаря росту совместных капиталовложений в промышленные и другие проекты на территории ТС.

В принципе взаимосвязь между таможенными союзами и межгосударственными инвестициями существует, что доказано практикой аналогичных зарубежных союзов. Но существенный рост взаимных капиталовложений, cкажем, в блоке АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), начался в 1980-х годах, хотя эта организация была создана в 1970-х. А вот в регионе Евросоюза, хотя этот блок был создан в конце 1950-х, быстрое развитие "перекрестных" капиталовложений началось куда позже - во второй половине 1970-х. Потому что с момента провозглашения этих союзов в течение 10-20 лет формировалось общее инвестиционное пространство. Соответственно, в это время создавались межгосударственные инвестиционные структуры, вырабатывались единые стандарты и направления инвестиционной политики. Вдобавок в тот же период всячески укреплялись национальные денежные единицы, чтобы не допустить обесценивания "внутриблоковых" капиталовложений.

Те же проблемы сегодня - перед Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана в инвестиционном "секторе" ТС. Поэтому экспертное, да и бизнес-сообщество трех стран пока не готово гарантировать, что с провозглашением ТС сразу будет обеспечен должный "оперативный простор" для взаимных капиталовложений.

Так, председатель Правления Евразийского банка развития Игорь Финогенов утверждает: "Формирование Таможенного союза - это сложный многоплановый процесс, требующий координации усилий таможенных, налоговых, финансовых, транспортных ведомств стран-участниц".

Такую позицию, можно сказать, усугубляет директор объединенной группы банков Казахстана Карим Исламов, делая акцент на том, в какой валюте будут осуществляться взаимные инвестиции. Недавно он заявил: "Необходимо четко понимать, какие деньги или, точнее, какую валюту мы подразумеваем, говоря о взаимном инвестировании. На мой взгляд, инвестирование в национальной валюте возможно, но это потребуется сопровождать конкретными объемами эмиссии денег для того, чтобы не снижать денежную массу страны-инвестора или ее инвестиционной структуры. Понятно, что такое эмиссионное предложение должно быть четко просчитано для недопущения "разгона" инфляции. Мы предлагаем осуществлять эмиссию инвестиционных денег строго под конкретные проекты".

В рамках формирования единого инвестиционного пространства ТС предстоит определить, в частности, наиболее приоритетные отрасли или проекты, которые потребуют трехстороннего инвестирования. Но этой работе, как считают эксперты, должен предшествовать трехсторонний межотраслевой баланс. Включающий, в том числе, баланс спроса-предложения товаров и услуг по всей территории Таможенного союза. Такие балансы, как показывает опыт, например АСЕАН и ЕС, позволят выявить "узкие места" в спросе-предложении и определить, требуются ли новые предприятия и, стало быть, капиталовложения в их создание, чтобы спрос на конкретные товары в рамках ТС обеспечивался в большей мере.

В этом контексте, по мнению Едила Мамытбекова, первого заместителя ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза, с единым экономическим пространством появится реальный экономический союз с общим рынком товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. А для бизнес-структур трех стран появятся благоприятные условия для инвестирования, расширения производственно-технологических операций и, соответственно, реализации совместных проектов.

Что касается, к примеру, Казахстана, инвестиционные преимущества Таможенного союза для казахстанской экономики недавно разъяснил гендиректор Центра развития торговой политики при министерстве индустрии и торговли Казахстана Руслан Султанов: "Учитывая создание ТС и начало реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны, создаются хорошие условия, в том числе с помощью российских и белорусских капиталовложений, для расширения действующих и развития новых производств, сориентированных на экспорт в Россию и Белоруссию. В том же русле - введение с 2010 года в Казахстане режима "целевого импорта", предусмотренного законом Республики Казахстан "Об инвестициях". Использование этого режима позволит отечественным предпринимателям получить льготы при ввозе оборудования, комплектующих к нему и сырья, необходимого для производства. И прежде всего эти льготы будут распространяться на ввоз упомянутой продукции из других стран - членов ТС".

Словом, еще предстоит выработать единую долгосрочную политику в сфере инвестиций в рамках единого таможенного пространства РФ, Беларуси и Казахстана. И, повторим, не все экономические структуры трех стран однозначно уверены, что с созданием ТС трехсторонние капиталовложения, что называется, польются как из рога изобилия.

В этой связи упомянутые мнения первого вице-премьера А. Кобякова и директора объединенной группы банков Казахстана К. Исламова перекликаются, прямо скажем, с пессимистичной оценкой гендиректором Московской торгово-промышленной палаты Юрием Азаровым инвестиционной составляющей Таможенного союза - по крайней мере, на начальном этапе его работы. Недавно он заявил, что называется, не бровь, а в глаз: "Если говорить о взаимодействии в рамках ТС, больше всего тревожит имеющаяся пока неясность в том, каковы конкретные будет иметь для российского бизнеса введение единого таможенного пространства между РФ, Белоруссией и Казахстаном. Бизнес сейчас находится, по-моему, едва ли не в полном неведении. Какие будут процедуры, какая будет логика действий государственных органов в части таможенного контроля, таможенного оформления, налогового регулирования и т.п.? Это серьезнейшие вопросы".

Иными словами, трансформировать общеэкономические преимущества Таможенного союза в устойчивый рост взаимных капиталовложений во всех странах - членах ТС - дело пока не близкого будущего...