Николай Шаклеин: Коррупция в России поразила практически все общество

Тех, кто дает взятки, в России наказывают чаще, чем тех, кто берет, отметил в ежегодном докладе "О состоянии законности и правопорядка" Генпрокурор Юрий Чайка.

По данным Генпрокуратуры, в прошлом году зарегистрировано 5285 фактов дачи взятки, поймано 4553 взяткодателя, в среднем получается 9 из 10. Фактов получения взятки запротоколировали 7856, но выявлено только 2527 взяточников, т. е. в среднем одного из трех. И наказывают взяткодателей в два раза чаще: за получение взятки осудили 1919 человек, за дачу - 3655.

Почему в нашей стране брать взятки безопаснее, чем давать, и почему большинство взяточников по-прежнему остаются безнаказанными? Дать ответ на вопрос попытались заместитель председателя Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Николай Шаклеин и заместитель председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин.

Николай Шаклеин:

- Дача взятки - это единый процесс, который с правовой точки зрения разбивается по субъектному составу на две стороны: тех, кто дает, и тех, кто берет. Они не противоположны, а наоборот, тесно взаимосвязаны. Поэтому нельзя сказать, что получать взятки оказывается безопаснее, чем их предлагать. Рискуют, нарушая закон, обе стороны, и задача государства - принятие превентивных мер и обеспечение неотвратимости наказания в отношении как взяткодателей, так и взяткополучателей.

Превышение числа зарегистрированных взяткодателей над взяткополучателями, на мой взгляд, не должно автоматически свидетельствовать о том, что борьба с получением взяток ведется менее активно, чем с их дачей.

Такое впечатление может создаваться потому, что по многим делам у взяткополучателя выявляется не один, а несколько (иногда и десятки) эпизодов получения взятки, где за каждым таким фактом стоит отдельный взяткодатель. А взяткополучатель по этому уголовному делу проходит один. Отсюда и такая статистика, что фактов взятки и взяткодателей регистрируется больше, чем взяткополучателей.

В настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровнях проводится активная работа по совершенствованию законодательства, ужесточению ответственности за взятничество, утверждены планы мероприятий и программы по противодействию коррупции, создаются регулирующие межведомственные органы, рабочие группы и структурные подразделения, проводятся различные публичные мероприятия по данной проблематике.

Нужно признать, что эта болезнь сегодня поразила у нас не отдельную сферу или слой людей, а практически все общество в целом. Этому способствует большая диспропорция в имущественном положении граждан и низкий уровень доходов основной части населения. Питательной средой коррупции стали системные легальные и нелегальные поборы почти во всех сферах жизни и деятельности людей.

И бороться со всем этим нужно тоже системными государственными мерами, делая акцент на устранение причин и условий этих явлений. Пока мы здесь находимся на начальном пути.

Виктор Илюхин:

- Прежде всего хочу отметить, что получение взятки более опасный и более тяжкий вид преступления, чем дача взятки. Получателем взятки всегда является должностное лицо, наделенное властно-распорядительными полномочиями. Оно злоупотребляет своим должностным положением, использует его в корыстных целях, чаще всего в целях обогащения. Опасность как раз и заключается в том, что наносится ущерб авторитету власти, конкретному ее субъекту.

Второй момент заключается в том, что взяткополучатель совершает действия или бездействие в интересах дающего, которые могут причинить огромный материальный и иной ущерб.

Поэтому ответственность берущего всегда более суровая, чем ответственность дающего. Взяточничество относится к латентной, скрытой преступности и латентная составляющая достаточно высока.

Например, специалистами-криминологами, занимающимися проблемами причин преступности, признано, что из всего объема совершаемого взяточничества выявляется не более 5-7 процентов случаев. Регистрация данного вида преступления ведется по факту его выявления. И это не значит, что самая неблагополучная ситуация со взяточничеством сложилась в том ведомстве, где его проявления выявлены. Все может быть наоборот. Взятку очень сложно выявить. В ее совершении, как правило, участвуют двое или есть еще посредники, но опять-таки ограниченное число людей. Потому законодатель и идет на то, чтобы взяткодатель при добровольном его заявлении о совершении преступления освобождался от уголовной ответственности.

И такое освобождение, конечно, влияет на статистику. Как правило, к суду взяткополучателей привлекается больше, ибо за ту же добровольность в сообщении они не освобождаются от ответственности.

Потом надо учитывать, что количество фактов дачи взятки может объективно не соответствовать количеству взяткодателей. Все дело в том, что один человек может в разное время, в разных местах передать несколько взяток одному и тому же должностному лицу. Вот и получается, что фактов несколько, а дающий один.

По аналогичным причинам число выявленных фактов получения взяток не будет совпадать с количеством взяточников. Дела об этих преступлениях, как выражаются следователи, судьи, бывают многоэпизодны, и фигурируют в них одни и те же лица.

Статистика, говорящая, что за получение взяток осуждается меньше людей, чем за дачу взятки, может быть лукавой по нескольким причинам. Например, есть такое понятие, как покушение на дачу взятки. Дающий есть, а должностное лицо отвергло принятие предложенных ему денег, иных материальных благ. В этом случае к ответственности привлекается только взяткодатель. Случается, что изобличенный получатель признает себя виновным в ряде других эпизодов взяточничества, которые он совершил и которые на момент его признания не были известны следствию. Это может существенно влиять на статистику.

В российской судебной практике получение взятки наказывается не менее жестко, чем дача взятки. Хотя отмечены факты, когда взяткополучатели высокого уровня получали совсем слабые, не адекватные совершенному наказания. Но это скорее исключения из в целом правильной судебной практики.