Тема пенсионного возраста становится одной из самых горячо обсуждаемых. О неизбежности его повышения в конце прошлой недели на Санкт-Петербургском экономическом форуме заявил вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин.
Главный аргумент - растущий дефицит Пенсионного фонда РФ. Однако глава ПФР Антон Дроздов тут же парировал: это не решит проблему дефицита и даже может дать обратный эффект. Какие же критерии следует выбрать, чтобы объективно оценить ситуацию и обоснованно ответить на сложный вопрос: нужно ли отодвигать момент выхода на пенсию или нет? И если да, то как и когда это делать?
Пенсионный возраст затрагивает многие стороны жизни человека. Он зависит от состояния здоровья, трудоспособности в старших возрастах, материального положения, возможности продолжать работу посильной напряженности. Это, так сказать, взгляд на пенсионный возраст с позиции потенциального или практического пенсионера. Есть взгляд с позиции государства: как организовать труд в старших возрастных группах и систему медицинской помощи, финансовое обеспечение пенсионеров? Понятно, что пенсионный возраст играет решающую роль в определении расходов пенсионной системы. Эти расходы при выходе на пенсию, к примеру, в возрасте 55 лет могут быть вдвое (и даже больше) выше расходов, чем при пенсионном возрасте в 65 лет.
В этой связи, казалось бы, желательно, чтобы работники выходили как можно позже на заслуженный отдых. Но не все так просто. В ряде случаев требуется ротация кадров, особенно в тех сферах, где знания и квалификация быстро устаревают. Поэтому нельзя не учитывать и позицию работодателей, которые настаивают на том, чтобы законодательно закрепить возможность увольнять работников в определенных возрастах.
Сто лет тому назад в большинстве стран, применивших пенсионное страхование, возраст выхода на пенсию был достаточно высоким: 65 лет в Германии и Франции, 70 лет - в США. В 1950-е годы возраст был понижен до 65, а в отдельных странах до 62 и даже до 60 лет. Следует отметить, что возрастная граница в 65 лет хотя и преобладает, но достаточно условная, и по мере повышения качества жизни населения, совершенствования здравоохранения и увеличения продолжительности жизни многие экономически развитые страны повысили возраст выхода на пенсию до 67 и даже до 70 лет. Так, в 2001 году в Швеции введена гибкая система выхода на пенсию в возрасте 61- 67 лет при "стандартном" возрасте выхода на пенсию в 65 лет. В Норвегии в настоящее время рассматривается предложение о введении гибкого пенсионного порога в возрасте от 62 до 70 лет. При этом в случае более раннего выхода на пенсию ее размер предлагается заметно сокращать.
В советское время, по экспертным оценкам, только третий мужчина и вторая женщина доживали до общеустановленного выхода на пенсию, а период их пребывания на пенсии составлял не более 8 и 12 лет соответственно. За 80 лет с момента введения пенсионного обеспечения и установления возрастных границ выхода на пенсию (60 лет - мужчины и 55 лет - женщины) средняя продолжительность жизни россиян выросла более чем на 20 лет. Удельный вес граждан, доживающих до общеустановленного пенсионного возраста, вырос более чем в 2,5 раза и составляет более 65 процентов для мужчин и почти 82 процента для женщин. При этом период предстоящей жизни на пенсии составляет для мужчин - почти 14,5 года, для женщин - 25 лет.
Столь кардинальные изменения в продолжительности жизни россиян и существенная разница в продолжительности жизни мужчин и женщин требуют их учета при организации пенсионного страхования. Так, при существующей модели исчисления размера пенсий для ее зарабатывания в приемлемом размере требуется уплата страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования: для мужчин - в размере 21 процента от заработной платы на протяжении 35 лет, для женщин - в размере 36 процентов.
Понятно, что столь существенную пенсионную нагрузку, особенно в случае для женщин, нести только работодателям весьма непросто. Для решения столь сложного вопроса требуется комплекс мер по ее перераспределению на других субъектов, включая прежде всего самих работников, а также перераспределение финансовой нагрузки с помощью возможного повышения пенсионного возраста.
Кроме того, многие эксперты отмечают широкое распространение в России системы досрочных пенсий, позволяющей выходить на пенсию на 5, 10 и более лет ранее общеустановленного возраста. У нас действуют 30 различных оснований для снижения пенсионного возраста. В результате фактический средний возраст выхода на пенсию почти у 40 процентов мужчин составляет 45, 50 и 55 лет, а продолжительность периода нахождения на пенсии такая же, как и продолжительность трудового стажа. Сегодня среднестатистический возраст выхода на пенсию в России составляет около 52 лет для женщин и 54 - для мужчин, что на 10-13 лет ниже по сравнению с развитыми странами.
В то же время социологические опросы свидетельствуют, что практически половина граждан, достигших пенсионного возраста, желают продолжать посильную трудовую деятельность. При этом государственная политика в этой сфере продолжает жить в координатах середины ХХ века.
Повышение пенсионного возраста, если учитывать опыт стран, применивших эту меру, следует проводить не сразу, а заранее договорившись о принципиальных моментах вопроса со всеми структурами гражданского общества. Минимальный срок предупреждения населения и установления законодательно нового пенсионного возраста не может быть менее десяти лет, то есть не ранее 2021 года. Сама процедура повышения обычно проводится постепенно на 1-2 месяца в год, а поэтому растягивается на много лет. Поэтому финансовый выигрыш данной меры даже в долгосрочной перспективе будет небольшим. Кроме того, следует прислушаться к мнению демографов: продолжительность жизни россиян все еще низка и меньше на 10-12 лет, чем в индустриально развитых странах, в которых пенсионный возраст хотя и выше российского, но на практике половина работников выходят на пенсию в период 62-65 лет. При этом треть российских мужчин не доживают до пенсионного возраста, чего не наблюдается в развитых странах даже при границе в 65 лет.
Если бы в России мужчины выходили на пенсию в 65 лет, то до этой границы не доживала бы половина мужчин. Учитывая данную ситуацию с биологических позиций, а также плохое состояние здоровья населения России, реальный интервал повышения пенсионного возраста весьма небольшой: примерно 3-5 лет для женщин и 2-3 года для мужчин. В противном случае общество больше потеряет на больничных листах.
Возникает естественный вопрос: если финансовый выигрыш невелик и его можно получить только через 20 лет, то стоит ли вообще проводить столь социально болезненную реформу? Ответ однозначный: не только стоит, но и необходимо. Это связано со старением населения и изменением социально-трудовых отношений, которые вызывают неуклонный рост финансовой нагрузки на работающих. Такая тенденция сохранится и в дальнейшем.
Поэтому данную прогнозную ситуацию следует учесть уже сегодня. Чтобы стареющее общество процветало, необходимо сформировать эффективную модель стимулирования "зарабатывания" достойной пенсии, надежные механизмы социальной поддержки, расширить доступ к образованию для взрослых, широко использовать практику постепенного ухода на пенсию, предоставить пожилым людям возможность работать неполный рабочий день, получать качественные медицинские услуги. В этой связи возрастает потребность в государственных социальных программах, включающих оказание профилактических услуг лицам предпенсионного возраста и геронтологической помощи.
Тем временем
Сегодня соотношение получателей трудовой пенсии, приходящихся на 1 наемного работника, составляет 0,76. Через десять лет оно повысится до 0,89, а к 2031 году на одного наемного работника будет приходиться один пенсионер. В 2050 году на одного наемного работника будет приходиться 1,2 пенсионера.