Пермские производители уходят из крупных торговых сетей

Розничная торговля продуктами питания и бытовой химией в Перми будет развиваться в формате "магазин у дома" - производители уходят от крупных ритейлеров.

На это, в частности, повлияет решение некоторых пермских производителей создать собственные торговые сети из торговых точек площадью 100-150 квадратных метров. До конца года появится несколько десятков новых магазинов преимущественно в "спальных" районах города. И что самое важное - сегодняшнее сотрудничество производителей с крупными торговыми сетями будет приостановлено.

Так, например, одно из пермских предприятий, производитель бытовой химии, намерено уже в третьем квартале этого года открыть два фирменных магазина. Руководство компании объясняет уход от крупных ритейлеров тем, что в торговых сетях требуют слишком высокие бонусы за размещение продукции на прилавках. В результате предприятие не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями, которые обладают гораздо большими возможностями продвижения продукции и более раскрученными брендами. Кроме того, продукция транснациональных корпораций охотнее принимается сетями на реализацию и входят на постоянной основе в так называемые товарные матрицы (ассортиментный набор) многих супермаркетов.

- Пока мы обсуждаем концепцию магазинов, думаем, что станем торговать только бытовой химией, - поясняет директор предприятия Федор Меньшов. - Мы станем продавать продукцию и других производителей, в том числе иностранных. Но в основном все-таки - свою. В наших магазинах цены на бытовую химию будут ниже, чем в сетях, за счет экономии на выплате бонусов.

Еще более амбициозные планы у крупного пермского агрохолдинга - до конца этого года он намерен открыть около 20 торговых точек по продаже продуктов питания. Отличительной чертой этих магазинов станет возможность купить высококачественные свежие продукты местного производства (овощи, зелень, молоко, творог, сметану, мясо, хлеб), находясь в шаговой доступности от дома.

В то же время, по мнению экспертов, фирменные магазины местных производителей в ближайшие два-три года вряд ли составят серьезную конкуренцию крупным сетям, хотя будут обладать неоспоримыми преимуществами по отдельным товарным позициям. Дело в том, что небольшие торговые точки имеют ограниченный ассортимент продукции и не могут полностью заменить потребителям супермаркет, в котором представлен широкий спектр товаров, в том числе - хорошо известные бренды. Зато некоторые виды пищевой продукции, особенно местных производителей, потребители будут приобретать преимущественно в магазинах рядом с домом.

В результате развития нового формата выиграют как производители, сокращающие свои издержки на дистрибуции, так и потребители, которым покупки обойдутся дешевле. На рынке, безусловно, появятся новые пермские бренды, а также новые совместные проекты местных производителей. Одним из них может стать ярмарка продукции пермских производителей, которая, предположительно, будет размещаться недалеко от Центрального рынка. Сегодня о привлечении инвестиций в этот проект ведут переговоры несколько пермских предприятий.

Мнение

Евгений Симахин, маркетолог:

- Потребители стали более избирательными и экономными, поэтому стали чаще покупать продукты в магазинах формата "у дома", так как там они, как правило, дешевле. Если же покупатель продолжает посещать торговые центры, то уже не набирает все подряд, как раньше, а целенаправленно идет за самым необходимым. В результате в крупных гипермаркетах средний чек продажи уменьшился. Пока продуктовые магазины формата "у дома" существуют каждый сам по себе, но в дальнейшем возможно появление их сетей. Если это произойдет, то сам формат станет более цивилизованным.