В Волгоградской области действует около четырех тысяч промышленных предприятий и более 30 тысяч малых и средних компаний. Местные власти оценивают уровень производственных связей между ними как крайне низкий.
Выстроенные в советские времена технологические цепочки в большинстве своем разрушены, а новые или не созданы, или имеют нестабильный характер.
- Успешное взаимодействие местных предприятий крайне важно для всего региона. Их совместная работа увеличивает добавленную стоимость, создаваемую на территории области, наращивает налоговую базу бюджета и укрепляет потенциал местной экономики, - считает председатель думского комитета по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Владимир Ефимов.
В идеале в процессы внутрирегиональной кооперации должны быть вовлечены промышленные гиганты, малый и средний бизнес, а также вузовская наука. Понятно, какие выгоды получает каждый из этих участников. Промышленники ожидают снижения издержек, особенно транспортных, и избавления от непрофильных забот. Малый и средний бизнес обеспечивается гарантированными объемами сбыта своей продукции и услуг надолго вперед, вузы получают рабочие места для своих выпускников и выручку от продажи патентов и ноу-хау в реальный сектор. Но у представителей каждой из групп участников есть не только свои резоны к объединению, но и объяснения, что мешает возможному партнерству.
Типичный пример: у волгоградского завода оросительной техники - несколько десятков поставщиков, среди которых лишь пять процентов местных, остальные в лучшем случае из России, а то и из-за рубежа (до десяти процентов).
- В первую очередь мы рассчитываем на поставки от местных партнеров, - объясняет руководитель завода Михаил Старовойтов. - Но лишь немногие из них готовы работать по нашим стандартам, долговременно выдерживая качество, сроки поставок и ассортимент. Поэтому все чаще приходится расширять границы поиска подрядчиков по всей стране.
Другие эксперты также соглашаются с тем, что малые предприятия нечасто получают подряды от крупных в силу своей низкой конкурентоспособности.
- От поиска новых местных партнеров многих индустриальных гигантов удерживает негативный опыт работы с малым бизнесом, когда нередки были случаи срыва сроков, неисполнения контрактов, - добавляет директор проектного института Андрей Куприков.
Хотя у малых предприятий все же есть вполне легальный и прозрачный путь партнерства с большим бизнесом - участие в конкурсах на право поставки заводам запчастей, комплектующих и сторонних услуг. Однако и в этом случае им придется предоставлять будущим партнерам гарантии качества своей работы.
У вузовской науки - свои претензии к бизнесу. Эксперты приводят цифры: в числе студентов, обучающихся на платной основе, меньше одного процента тех, кого направили предприятия Волгоградской области.
- Понятно, что промышленники не хотят вкладываться на долгие пять лет, но они могли бы подключаться на 4-5 курсе, подготавливая будущего специалиста под себя, - полагает ректор волгоградского технического университета Иван Новаков.
Представителей вузовской науки тревожит также невостребованность изобретений, которые разрабатывают волгоградские ученые. Каждый год в области регистрируется по нескольку сотен патентов, а внедряются - единицы. Это дает основания сделать вывод о том, что предприятия не думают о снижении себестоимости и оптимизации производственных процессов.
По всей Волгоградской области найдется разве что несколько примеров, когда промышленники ищут и находят механизмы и технологии модернизации производства не за границей, а на своей территории. Речь, в частности, идет об успешном сотрудничестве того же политеха и шинного завода, для которого вуз подготовил группу специалистов. Вуз заработал около миллиона рублей, а завод получил профессионалов, умеющих работать на вновь созданном производстве. Процесс не прекращается - теперь ученые составляют для промышленников корпоративный учебник по обучению персонала.
Успешно внедряет наработки волгоградских ученых-технарей и автобусный завод из города Волжского, которому применение патентов местных кулибиных экономит до трех миллионов рублей в год.
Еще один вариант углубления кооперации - это ориентация на кластерную политику, заявленную областными властями. Весьма вероятным выглядит создание сразу двух кластеров - фармакологического и текстильного. Они позволят увязать в единую технологическую цепь предприятия разного масштаба, привязанные к конкретной территории.
Владимир Курченков, профессор Волгоградского госуниверситета:
- Особенность волгоградской экономики в том, что местные заводы изначально были встроены в процессы межрегиональной кооперации, а для внутрирегиональной у них нет особых стимулов. Однако совсем без кооперации не обойтись. Поэтому задача властей состоит в том, чтобы наращивать качество контрактного законодательства. Четко и понятно прописанные договорные отношения как раз и являются базой для кооперации, в которой сильные и независимые партнеры, малые и большие, объединяются на долгосрочной основе и могут доверять друг другу на основании подписанных контрактов.