Выставка артефактов по истории древней мордвы, собранная тамбовским предпринимателем и коллекционером Михаилом Семеновым, должна была открыться в Тамбовском областном краеведческом музее 23 июня. Однако накануне управление культуры наложило запрет на открытие выставки.
Но за несколько дней до этих событий ее увидели местные журналисты. И убедились, что сделана она на высоком уровне. В 33 застекленных витринах разместились около 450 экспонатов: старинные мордовские украшения, детали оружия, предметы быта. Над созданием экспозиции работали реставратор Александр Васильев, историк и археолог Николай Моисеев. Как рассказал журналистам Михаил Семенов, коллекция его началась с бронзовой подвески в виде утиной лапки, найденной под Тамбовом в местечке Голдым, где располагался студенческий летний лагерь. Археологи подтвердили, что находка относится в культуре древней цнинской мордвы – коренного населения нынешней Тамбовщины. С той поры он начал собирать предметы, имеющие отношение к древней мордве. Коллекцию артефактов Семенов собирал 15 лет. Пять лет и три миллиона рублей он потратил на подготовку выставки.
Но накануне открытия тамбовские доброжелатели отправили в Росохранкультуру письмо, в котором сообщили, что мордовские древности, якобы, собраны «черными археологами», то есть формально украдены у государства. А коль Семенов еще и покупал артефакты на рынках и у населения, то он вроде бы как занимался «скупкой краденого». Оттуда сигнал направили в Тамбовское областное управление культуры и архивного дела и на открытие выставки наложили запрет. Судьба частной коллекции пока не определена. В худшем случае она будет изъята в пользу государства, в лучшем – легализована.
В летописях древняя мордва впервые упоминается в VI веке, хотя пришли они на берега Цны, скорее всего, раньше. Занимались земледелием, скотоводством, бортничеством, охотой и рыболовством. Похоже, были незлобивы, добывали хлеб насущный в поте лица своего. Умели выплавлять железо из болотной руды, были искусными кузнецами, но в мордовских погребениях чаще встретишь украшения, нежели боевое оружие. Литьем из бронзы занимались в основном женщины - делали для себя изящные побрякушки, а для мужчин плели из кож пояса, украшая их серебряными бляшками. Судя по материалам раскопок, мордва поддерживала экономические связи с Хазарским каганатом, что опровергает тезис о некой изолированности этого народа. Попадаются в захоронениях и вещи арабского происхождения.
В начале XI века в жизни древней мордвы произошли серьезные изменения, связанные с разгромом Хазарского каганата. Экономические связи оборвались, и на несколько веков на территории Тамбовского края установилось господство степных кочевников, которое продолжалось до XVII века. Одновременно сюда хлынули восточные славяне. Со временем мордва частично с ними ассимилировалась, а хранители древних традиций ушли в Поволжье, где уже в наше время образовалась Мордовская республика.
Изучением древней мордвы занимался директор Моршанского краеведческого музея, художник и археолог Петр Иванов. С 1904 года он собирал и хранил предметы старины, а с 1911 года занялся исследованием Елизавет-Михайловского и Крюково-Кужновского могильников. В общей сложности он выявил 869 погребений. В 1952 году, через десять лет после смерти Иванова, в Моршанске были изданы его полевые дневники: «Материалы по истории мордвы VIII-XI вв.».
Им же была собрана коллекция деревянной религиозной скульптуры. Хранилась работы в запасниках в ужасных условиях, и только недавно были отреставрированы и внесены в основную экспозицию музея. В основном это скульптурные изображения Христа, созданные в XVII-XVIII веках мордовскими умельцами. Христианство мордва приняла лишь в XVII веке, поэтому Бог-сын в их изображении выглядит весьма своеобразно. Да и не в традициях православия украшать храмы скульптурными фигурами сидящего Христа, больше похожего на узника совести из мордовских лагерей!
Мордва оказала огромное влияние на культуру Тамбовского края. Народный костюм, характерный для этих мест, это по сути дела мордовский национальный костюм, который удалось реконструировать по материалам средневековых захоронений. Да, и по антропологии коренной тамбовский житель ближе к мордовскому типу, нежели к славянскому.