Ежегодный смотр-конкурс профессионального мастерства сотрудников дорожно-патрульной службы белорусской ГАИ по традиции именуется "республиканским". Однако на деле давно перерос этот статус. За много лет стало привычным, что на белорусский конкурс приезжают инспектора из других стран, в том числе из России. Как бы ни именовалась теперь ГАИ, суть автоинспекции не поменялась. И для специалистов эта встреча в Беларуси - не только возможность посоревноваться, но и возможность обменяться наработками, взять на вооружение опыт соседей.
...Гомель, улица Интернациональная. В ожидании разрешающего сигнала на перекрестке стоит большегрузная фура с белгородским номером. Водитель напряженно вглядывается в экран навигатора, не врет ли прибор. Можно понять: движение на белорусском перекрестке регулирует офицер российской ГИБДД. "Дальнобойщики" - народ тертый, но такое, судя по всему, видят впервые. Проехав пол-Европы, меньше всего рассчитывали встретить здесь родного инспектора с триколором на рукаве...
Так называемое "ручное регулирование" - лишь один из пунктов конкурсной программы. В этот день движением в Гомеле управляли также белорусские и украинские милиционеры, полицейские из Литвы и Молдовы. Офицеры состязались также в скоростном маневрировании на автомобиле и мотоцикле, стрельбе из движущейся машины, рукопашном бое, медподготовке, прочих специальных дисциплинах.
Между тем заместитель начальника отдела дорожно-патрульной службы департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Константин Жаворонков напомнил: главное - не столько "спортивный" результат, сколько возможность для руководителей и действующих "полевых" инспекторов пообщаться вживую, обменяться идеями.
- Зачем выдумывать что-то новое, если можно спросить у коллег? - выразил общую позицию начальник белорусской ГАИ Юрий Литвин.
Поводов для общения нашлось немало - технические новинки, варианты снижения числа ДТП, борьба с трансграничным криминалом...
Гости не скрывали: впечатлило техническое оснащение белорусов. Еще один момент, который особо отметили россияне, - адекватная манера поведения на дороге белорусских водителей.
Юрий Литвин напомнил о тенденции: только за первый квартал в Беларуси число машин увеличилось на 50 тысяч. Разумеется, подобная ситуация и в России. Для кого-то это повод рассуждать о динамике благосостояния. Инспектора же склонны рассматривать происходящее в первую очередь как массовое появление на улицах новых скоростных "источников повышенной опасности". Тем актуальнее необходимость бороться за безопасность, сообща искать новые формы работы. В этом плане интересным как для россиян, так и гостей из других стран стала белорусская практика применения пешеходами светоотражающих элементов. В ГАИ Беларуси не сомневаются: отражатели способствуют снижению числа погибших и травмированных. Соседи, глядя на статистику, соглашаются...
Одна из перспективных тем для сотрудничества белорусской ГАИ и ГИБДД - общая база данных об угнанных автомобилях. Собственно, о том, что такая база, а точнее, ее совместное использование, полезна и необходима, известно не первый год. Юрий Литвин заверил, что уже к осени доступ к электронной информации получат сотрудники ДПС Беларуси и России. Кстати, к этим планам чрезвычайно заинтересованно отнеслись в украинской делегации, попросив и для них "оставить место".
Не исключено, что в скором времени ГАИ Беларуси обратится к российскому опыту применения штрафных уведомлений, которые высылаются водителю после видеофиксации нарушения.
...А победителем смотра-конкурса по совокупности показателей в этом году стало спецподразделение белорусской ГАИ "Стрела". На втором месте - команда Гомельской области. Среди гостей лучшими были россияне.