Вчера тема модернизации, в очередной раз поднятая президентом на прошедшем в Санкт-Петербурге экономическом форуме, получила развитие и в верхней палате парламента. На "правительственном часе" первый вице-премьер Игорь Шувалов рассказывал сенаторам о том, как привести в движение российскую экономику.
Любая модернизационная повестка связана с огромными вложениями капитала и доступом к новейшим технологиям. Однако Шувалову пришлось признать, что Россия пока не может похвастаться благоприятным инвестиционным климатом: "Для того чтобы обеспечить приток инвестиций, мы должны изменить отношение как к российским, так и иностранным инвесторам, иначе говорить о серьезной модернизации не приходится".
Менять отношение правительству придется не только ментально, но и законодательно. По словам Шувалова, одним из наиболее болезненных вопросов является упрощение миграционного режима. Первый вице-премьер надеется, что к осени возможна либерализация рынка труда в России для иностранных рабочих. Однако против этого активно выступают профсоюзы. Шувалов же убежден, что России сейчас не хватает "рабочих рук, которые будут выполнять ту работу на строительных объектах, за которую мы не хотим браться". Уже принято решение об упрощении миграционного порядка для специалистов высокой квалификации.
Как рассказал Шувалов, для получения разрешения на строительство нужно "пройти все круги ада" и потратить от шести месяцев до трех лет. "Мы намерены принять законодательные и административные меры воздействия, - заявил первый вице-премьер, - чтобы к концу 2011 года в подавляющем большинстве субъектов все административные регламенты, касающиеся осуществления строительства, были унифицированы". Он даже предложил финансово поощрять регионы, которые добьются сокращения сроков согласования заявок до 6-9 месяцев.
Существенное количество жалоб поступает от инвесторов и в связи с таможенным администрированием. Им приходится страдать от полулегальной инфраструктуры товарных потоков с неполными таможенными платежами. Те же, кто отказывается играть по правилам этой инфраструктуры, подвергается дискриминации. По мнению Шувалова, Таможенный союз, вступающий в действие с 1 июля, в течение полутора лет изменит ситуацию с таможенным администрированием в лучшую сторону.
Впрочем, обозначенные Шуваловым направления экономической модернизации убедили отнюдь не всех. Так, сенатор Геннадий Горбунов прямо спросил первого вице-премьера: а не стоит ли России как сырьевой стране сосредоточиться на модернизации именно в этой сфере? На что Шувалов ответил, что одно другому вовсе не мешает. Конечно, нефть и газ мы не перестанем добывать никогда, поскольку "надо делиться этим богатством с теми странами, которые такими ресурсами не обладают". Но, с другой стороны, нужно стремиться к тому, чтобы получать доход от другой экономики, а нефтегазовые доходы направлять в Резервный фонд.
Впрочем, на волне внутренней модернизации правительство намерено поддерживать российские компании, испытывающие трудности в инвестировании за рубежом. "Мы будем работать по каждой конкретной компании, которая столкнется со сложностями", - пообещал Шувалов сенаторам. "В различных государствах, - отметил он, - российские инвестиции приветствуются и принимаются с благодарностью, но это не касается всех инвестиций". Показательным примером таких исключений, по словам первого вице-премьера, является безуспешная попытка группы "Ренова" осуществить инвестиции в швейцарские высокотехнологичные компании. Шувалов подчеркнул, что принципиальность этого вопроса заключается не в конкретных интересах группы "Ренова", а в том, что это может носить прецедентный характер: сегодня - "Ренова", а завтра - какая-нибудь другая компания. По словам вице-премьера, урегулирование этого вопроса происходит на уровне посольств и МИД.
Шувалов также сообщил, что правительство по-прежнему не планирует вводить специальный налог на банки. "Это не входит в наши планы по формированию международного финансового центра, где мы внимательно смотрим на любые возможные ограничения финансового и налогового характера", - отметил первый вице-премьер.
Затронул он и тему переговоров, которые правительство намерено провести между владельцами Шереметьево, Домодедово и Внуково о перспективах развития московского авиаузла. Инвестконсультанты правительства по вопросам дальнейшей судьбы Шереметьево отметили, что "принятие решения по одному аэропорту в Москве ничего не даст, так как в Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов". Поэтому обсуждение этого вопроса продолжится.