По данным экономических ведомств России и Беларуси, основные проблемные вопросы между нашими странами в контексте создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана вскоре могут быть окончательно урегулированы. Эта "технология" успешного решения спорных проблем была отмечена и вице-премьером Беларуси Андреем Кобяковым 17 июня на Петербургском экономическом форуме.
А. Кобяков отметил: "Мы за то, чтобы Таможенный союз был создан без каких-либо изъятий и ограничений". Кроме того, по его словам, не стоит проводить прямую взаимосвязь между продажей приватизированных активов ("Белтрансгаз" и Мозырский нефтеперерабатывающий завод. - Прим. ред.) и введением нулевых пошлин на поставляемую в Беларусь российскую нефть. Беларусь заинтересована в привлечении инвестиций и в нефтехимическую отрасль, но, по мнению А. Кобякова, "при этом желает видеть таких инвесторов, которые заинтересованы в повышении технологического потенциала белорусских предприятий. Также белорусская сторона хочет видеть инвесторов, у которых есть сырьевые ресурсы и возможность надежно загрузить мощности белорусских предприятий, создавая тем самым конкурентоспособные продукты. Эту тему конкретизировал председатель Алтайского краевого Законодательного собрания Иван Лоор. Наши экономические связи с Беларусью обрели системный характер, особенно в сфере сельскохозяйственного машиностроения. Сейчас треть сельхозтехники в крае - белорусская, отличающаяся высоким качеством. Мы также приобретаем в Беларуси технику для коммунального хозяйства. Изучаем белорусский опыт в АПК, в том числе создания агрогородов. Между тем уже есть конкретные "подвижки". Как заявил на том же форуме замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев, "государства Таможенного союза пришли к договоренности, согласно которой Беларусь и Казахстан будут пользоваться правом на льготный ввоз автомобилей до 1 июля 2011 года, поскольку это, скажем так, "привязано к границе" (то есть к наличию межгосударственных границ). Пока имеются различия в национальных режимах торговли, таможенную границу полностью снять невозможно".
В последние месяцы все больше вопросов поступает в региональные таможенные управления РФ, приграничные с Беларусью, о конкретном механизме действия Таможенного союза, например, по провозу и/или транзиту автомобилей физлицами. Причем такого рода вопросов становится все больше в канун введения в действие всех правил Таможенного союза с июля 2010 -го. Так, предлагаем вниманию читателей ответ руководства Псковской таможни от 17 июня на основной вопрос по этой тематике (напомним, Псковская область граничит с Витебской областью):
- Хотелось бы узнать о ввозных пошлинах на автомобили в рамках Таможенного союза Россия - Беларусь - Казахстан. Конечно, для россиян не будет "послаблений" на автомобили, ввезенные на территорию этого Таможенного союза. Но как обстоят дела с авто, собранными на территории других стран Таможенного союза, точнее - сможет ли рядовой россиянин приобрести для себя автомобиль, собранный в Беларуси или Казахстане, без оплаты пошлины?
Ответ: По этому вопросу сообщаем следующее. Глава 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, который вступит в законную силу с 01.07.10, регулирует особенности перемещения товаров физическими лицами для личного пользования. В соответствии с положениями ст. 360 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физлицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов в виде совокупного таможенного платежа. Равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов.
Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновение и прекращение обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств - участников Союза. В отношении транспортных средств, произведенных на территории стран Таможенного союза, таможенные пошлины и налоги при их перемещении между государствами - участниками ТС не взимаются.
В настоящее время государства - участники Таможенного союза ведут работу по подготовке межправительственных соглашений и решений Комиссии союза, призванных в том числе урегулировать проблемные вопросы таможенного оформления и контроля физических лиц, перемещающих товары для личного пользования.