В "РГ"состоялся просмотр нового фильма "Фонограмма страсти"

В редакции "Российской газеты" состоялся просмотр нового фильма "Фонограмма страсти" и затем - встреча с его режиссером Николаем Лебедевым и продюсером Ириной Лебедевой.

Темой разговора был всем хорошо знакомый парадокс нашей киножизни: фильмы, которые могли бы стать хитами экранов, почему-то практически не доходят до зрителей. Сегодня ни одна картина даже самых популярных и востребованных жанров не имеет шансов на коммерческий успех, если ее выход не сопровождается напористой рекламой, если вокруг премьеры не создается атмосфера события. Ее успех можно искусственно раздуть, а можно картину утопить.

"Фонограмма страсти" - триллер, жанр востребованный. Но она получила минимальный тираж и шла, как рассказал нам режиссер, на самых неудобных сеансах. В результате серьезные потенциальные возможности фильма оказались нереализованными. В сегодняшнем прокате это случай очень типичный.

Все согласны с тем, что конфликт между двумя ветвями кинематографа - коммерческой и "артхаусной", их противостояние - во многом ложное, надуманное и искусственное. Тем не менее оно существует, его пестует критика, его поддерживает большинство фестивалей. Наш гость рассказал забавную историю о том, как председатель жюри международного кинофестиваля, в которое входил и Николай Лебедев, в разгар одного из конкурсных фильмов демонстративно улегся поспать. Это было бы курьезом, если бы не было печальной правдой: так называемое "фестивальное кино" часто отличается от "нефестивального", "зрительского" единственным качеством - оно должно быть скучным. "Я думаю о временах, когда фестивальные призы получали такие наши фильмы, как "Веселые ребята", "Садко" или "Весна", - говорил Николай Лебедев. - А сейчас невозможно вообразить, чтобы в конкурсе авторитетного фестиваля фигурировал бы такой режиссер, как Стивен Спилберг, - хотя именно он оказал самое серьезное влияние на развитие киноискусства, его художественного языка".

Разговор шел и о вечной теме взаимоотношения искусства и реальной жизни. Может ли кино ограничивать свою задачу простым показом реальности как таковой, и что, собственно, интересует нас в кинозале - эта реальность, которую мы и так хорошо знаем, или ее авторская интерпретация, позиция художника? "Мне всегда был интересен в первую очередь взгляд автора, - согласился Николай Лебедев. - Его индивидуальное отношение к человеческой проблеме. Средства, которыми пользуется кино, - это только форма, а суть фильма - все-таки в авторском высказывании, в его желании донести до нас какие-то свои чувства, свои соображения, свои выводы. А кроме того, кино - это все-таки не реальность. Это всегда немного сказка".

Наш гость рассказал о своем опыте работы в Голливуде, о том, почему он обратился к прозе Эммануила Казакевича в фильме "Звезда", и о своем понимании нынешней ситуации в отечественном кино.

Подробнее об этой встрече - в одном из ближайших номеров "РГ"