Производители заработали на 3D-телевизорах в России уже 8 миллиардов долларов

Сегодня технология 3D в России уже довольно прочно обосновалась - мало кто еще не ходил в кино на трехмерные фильмы. Более того, их уже запросто можно смотреть дома с помощью специальных 3D-телевизоров. Однако сейчас нельзя сказать, что россияне могут часто баловать себя 3D-кино в домашних условиях: ввиду отсутствия соответствующего 3D-канала продажи телевизоров пока растут всего на 4% в квартал. Несмотря на это, компании, производящие 3D-телевизоры, уже заработали на российском рынке первые $8 млрд. По мнению аналитиков, прибыль может увеличиться к 2011 году в два, а то и в три раза, если к концу текущего года в стране все же появится полноценный 3D-канал.

Сейчас на рынке 3D-телевизоров в России лидируют три крупные компании: Philips, Samsung и Panasonic. Российские компании пока могут только заключать партнерские соглашения на сборку телевизоров и обеспечение их ремонта и обслуживания. "Первым на российский рынок пришел Philips, а этой весной продажу 3D-телевизоров в России начали Samsung и Panasonic, - рассказывает директор по маркетингу НТВ-Плюс Алексей Журавлев. - Samsung даже открыл производство таких телевизоров на заводе в Калуге. В первые три недели было продано несколько сотен телевизоров российской сборки, несмотря на их высокую цену - около 90 тыс. рублей".

Технически 3D-телевизоры в большинстве своем не отличаются от уже всем известных. Они сделаны на основе жидкокристаллической технологии с подсветкой (LED) и без. Как и положено устройству XXI века, 3D-телевизоры легко подключаются к Интернету и беспроводной домашней сети. В итоге через них можно, к примеру, смотреть видео, хранящееся в компьютере, или фотографии прямо с камеры. Что до интернет-возможностей 3D-телевизоров, то здесь представлен полный набор услуг: и доступ к фото- и видеохостингам, и к системам видеосвязи, и к познавательным каналам.

Кроме того, 3D-телевизоры еще и экономят электроэнергию: они потребляют на 35% меньше электричества, чем обычные.

Что же касается методов создания трехмерной картинки, то тут компании-производители используют несколько технологий, суть которых в любом случае сводится к получению изображения с нескольких источников съемки. Даже двух камер недостаточно для этого, так как последующее сведение картинки в одну обеспечит просмотр фильма только ровно напротив экрана. Стоит человеку отклониться на какой-нибудь угол, и 3D-эффект исчезает или нарушается. Сведение картинки происходит чередованием кадров то с одной, то с другой камеры.

3D-телевизоры также существенно различаются по способу их просмотра. В большинстве случаев требуются специальные очки, которые идут в комплекте с телевизором. Но есть варианты и без дополнительного аксессуара. Существуют прототипы со специальной ребристой линзой, которая позволяет увидеть трехмерное изображение, не надевая очков.

По прогнозам экспертов рынка, уже в 2015 году к услугам 3D-телевидения будет подключено 22,5 млн семей во всем мире, причем лидером здесь станут США (9,2 млн домохозяйств). Аналитики компании iSuppli пошли дальше: они уверены, что к 2015 году продажи составят 78 млн 3D-телевизоров в год, а доходы производителей на этом рынке достигнут $64,4 млрд.

"Главной проблемой, тормозящей развитие рынка 3D-телевизоров, становится отсутствие единого стандарта для компаний, поставляющих контент, - отмечает аналитик iSuppli Сергей Збродько. - Цены на 3D-телевизоры пока высоки, но не заоблачны, как это было с первыми ЖК и плазменными телевизорами в России, поскольку сегодня производители более активно борются за своих покупателей. Основная проблема как раз не цена, а отсутствие видеоматериала для просмотра. Существует не так уж много видеопрограмм и фильмов, которые можно увидеть на домашнем 3D-телевизоре. Правда, к концу года должны начать работу специальные каналы с 3D-технологией. В Англии, например, 3D-канал SKY начал трансляцию в апреле. В России же уже тестируется канал Demo Channel, созданный Eutelsat Communications. Пока же компании-производители сосредотачивают свои усилия не на количественном показателе, а на выпуске новых моделей и улучшении уже существующих 3D-технологий".

Кроме того, по мнению экспертов, несколько затрудняет развитие рынка 3D-телевизоров то, что трехмерный видеоконтент можно смотреть не только по телевизору, но и на компьютере. "Специальные ноутбуки и проекторы продаются в магазинах с прошлого года, - говорит старший аналитик Samsung Марат Ракаев. - В России с начала этого года уже продано около 4,5 тыс. 3D-ноутбуков и около 5 тыс. проекторов. Серьезными конкурентами 3D-телевизорам могут стать и мобильные телефоны с трехмерным экраном. Поэтому если в течение ближайших полутора-двух лет в стране не появится контент в достаточном объеме, рынок 3D-телевизоров может сдать позиции, так и не достигнув возможных максимальных показателей".

Кстати

Сегодня уже встал вопрос производства универсальных очков для 3D-телевизоров, например, компания XpanD уже производит очки, с которыми можно смотреть как 3D-кино, так и телевизоры Panasonic и Vizio, и теперь работает над универсальными очками, которые будут совместимы с телевизорами всех производителей.