С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года региональные и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме в соответствии с главой 3.1 94-ФЗ (закон о размещении заказов) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по всему аукционному перечню, установленному Распоряжением правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р.
Несмотря на то что законодатели уже давно готовили общественность к переходу к электронным аукционам, большинство участников, занятых в сфере госзаказа, оказались неподготовленными к переходу от "бумажных" аукционов к электронным. Заказчики и поставщики зачастую не понимают принципы, механизмы работы на электронной площадке или попросту боятся "нажать не ту кнопку".
Не надо бояться электронных аукционов, электронные аукционы - это быстро, просто и эффективно как для заказчиков, так и для поставщиков. Для начала работы на электронном аукционе прежде всего заказчикам необходимо обратиться в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета, а желающим участникам размещения заказа (поставщикам, исполнителям, подрядчикам) необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр и получить сертификат электронной цифровой подписи (ЭЦП), а также необходимое программное обеспечение. Для удобства участники размещения заказа при получении ЭЦП могут обращаться в удостоверяющий центр своего региона.
Получение ЭЦП необходимо как для заказчика, так и для участника размещения заказа. После установки программного обеспечения на компьютере необходимо пройти регистрацию на любой электронной площадке. Следует отметить, что в настоящее время на всех площадках существуют разные интерфейсы, поэтому, как показала практика, пользователям (заказчикам и участникам размещения заказа) приходится каждый раз подстраиваться под тот или иной интерфейс электронной площадки. Это, конечно же, усложняет работу. Поэтому в ближайшее время в регламент работы электронных площадок будут внесены соответствующие изменения, и все площадки будут иметь единый интерфейс.
Следующий шаг - регистрация и аккредитация на электронной торговой площадке. После прохождения регистрации осуществляется проверка предоставленных сведений в течение трех дней и подтверждение регистрации. После этого заказчик получает возможность опубликовывать извещения о проведении аукционов, рассматривать поступившие заявки от участников, наблюдать за ходом торгов, а участник размещения заказов, прошедший регистрацию и аккредитацию на электронной торговой площадке, может направлять заявки на участие в интересующих аукционах и подавать ценовые предложения.
При участии на электронном аукционе упрощается документооборот. Сейчас от заказчика требуется только подготовить извещение о проведении открытого аукциона и документацию об электронном аукционе. Поскольку электронные аукционы проходят в режиме реального времени в сети Интернет,
участники размещения заказа освобождаются от командировочных расходов и необходимости переезжать из города в город. Это, безусловно, является большим плюсом и высвобождает массу времени как для заказчиков, так и для участников размещения заказа.
Для участия в электронном аукционе участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей: первая часть заявки должна содержать определенные сведения, установленные законом о размещении заказов. Перечень сведений является исчерпывающим, что не позволяет заказчику ограничивать конкуренцию на торгах. Вторая часть заявки включает информацию об участнике электронного аукциона и соответствие его заявки аукционной документации. Данная часть заявки становится доступной только после проведения электронного аукциона и определения участника, предложившего лучшую цену на электронном аукционе. Таким образом, на ход электронного аукциона никто не может повлиять, и сама процедура полностью прозрачна для всех участников электронного аукциона.
По результатам проведенных аукционов в электронной форме государственные (муниципальные) контракты заключаются также в форме электронного документа и подписываются сторонами контракта электронной цифровой подписью. Причем заказчик не вправе требовать от победителя открытого электронного аукциона подписания контракта в письменной форме. При этом дополнительные документы, сопровождающие государственный контракт (например, счета, акты сдачи-приемки, дополнительные соглашения и т.п.), оформляются сторонами путем подписания на бумажном носителе, так как обмен указанными документами в электронной форме между заказчиком и исполнителем по контракту посредством электронной площадки не предусмотрен законом.
Понятны страхи и нежелание заказчиков и участников размещения заказа не участвовать в электронных аукционах, поскольку все электронные аукционы не предсказуемы в своем финале. Несмотря на это, аукцион в электронной форме упрощает процесс проведения закупки, так как не требует физического присутствия участников размещения заказа и аукциониста и позволяет избежать спорных результатов, которые иногда случаются при проведении "бумажных" аукционов. Однако один из слабых моментов электронного аукциона - это получение ЭЦП для поставщиков, так как нет единого регламента для удостоверяющих центров, которые занимаются выдачей ЭЦП. Поэтому решение этого вопроса сделает данную форму размещения заказа еще более привлекательной и доступной, а проведение торгов посредством??? электронных аукционов позволит выйти на иной уровень информационной открытости, доступности, быть конкурентоспособными и сэкономить бюджетные средства.