Сегодня в России наблюдается тенденция постепенного сокращения использования традиционных офисных телефонных станций. В то же время растет интерес к станциям с применением интернет-протокола. Таким образом, IP АТС становятся прямыми наследниками традиционных АТС TDM, которые доминировали в сегменте бизнес-телекоммуникаций на протяжении предыдущих 30 лет.
На рынке IP АТС работают как признанные поставщики, так и десятки менее известных компаний. Среди лидеров отрасли можно выделить Siemens, Рanasonic, LG-Nortel, Huawei Technologies, Avaya и Cisco.
Технический директор компании Avaya в России и СНГ Георгий Санадзе считает, что ошибочно полагать IP-телефонию "убийцей" традиционной. "Скорее, это параллельные миры, - говорит он. - IP АТС и IP-телефоны существуют уже более 10 лет, но полной победы над традиционной телефонией пока не добились. У традиционных систем все еще остаются свойства, которые востребованы рынком и пока еще не превзойдены решениями на базе IP".
К экономическим преимуществам IР АТС эксперты компании Cisco относят более низкие эксплуатационные и капитальные затраты, а к функциональным - возможности эффективного внедрения различных приложений для решения по обслуживанию клиентов, в том числе унифицированные системы обмена сообщениями, центры обработки звонков и контакт-центры.
Что же касается области применения, то до 2008 года в России IP-технологии были востребованы лишь крупными компаниями. Позже к IP АТС начали проявлять интерес заказчики из сегмента малого и среднего бизнеса. Для небольших отечественных компаний главное преимущество установки IP АТС заключается в снижении затрат на переговоры сотрудников между офисами, поскольку использование IP-решений позволяет до 70% снизить стоимость междугородних разговоров.
Согласно данным британской аналитической компании MZA, в 2008 году в России подавляющее большинство офисных АТС все еще работало на технологии TDM, а не IP. Для подключения внутренних абонентов предприятий IP АТС практически не использовалась и применялась главным образом для подключения к провайдерам и при объединении нескольких офисов. Всего же в 2008 году в России было продано АТС более чем на 3,3 млн внутренних линий (портов). При этом системы емкостью 50-100 внутренних портов заняли наибольшую часть рынка. Лидером российского рынка офисных АТС (без учета мини-АТС емкостью до 8 портов) стала компания Panasonic, доля которой составила 29%. Ее ближайшие конкуренты, компании LG-Nortel и Avaya заняли 9% и 8% рынка соответственно. По продажам внутренних IP АТС в России лидирует Cisco, на долю которой приходится 45% рынка, за ней с существенным отрывом следуют Nortel (19%), Avaya (15%) и Panasonic (9%).
Несмотря на сравнительно недавнее появление, у IP АТС уже появляются конкуренты. В начале года корпорация Microsoft заявила о своем намерении заменить IP-технологии АТС своими программными решениями. Однако поставщики IP АТС заявили, что пока рано говорить о том, что применение "чистых" программных решений сколь-нибудь серьезно угрожает рынку IP-телефонии. "Полная замена IP АТС на продукты Microsoft может произойти очень нескоро. На это потребуется около десяти лет, а то и больше, - считает руководитель отдела телекоммуникаций Panasonic Евгений Трещетенков. - Эти решения пока слишком дороги, поскольку их разработка идет от сложного к простому. IP АТС же идет от простого к сложному, что делает ее финансово доступной даже для небольших компаний". По мнению Трещетенкова, "чистое" IP за приемлемую цену появится не менее чем через 5 лет. "Об этом говорят цифры: количество абонентов "голого" IP в России составляет всего 5 %, - говорит он. - В странах СНГ и Восточной Европы 8% и 15% соответственно. В развитых странах показатель достигает 30-35%. Это даже не половина абонентов! Рынок телефонии очень консервативен. Об этом свидетельствует хотя бы то, что во многих европейских странах до сих пор используют традиционные АТС, без IP-решений".