Одиннадцать российских регионов, по данным минфина, накопили огромные долги по банковским и бюджетным кредитам. По словам заместителя министра финансов Антона Силуанова, в этих субъектах РФ долг превышает 50% от всех годовых налоговых и неналоговых доходов.
В списке должников, по информации минфина, оказались Костромская, Астраханская, Московская, Калининградская, Калужская области, а также Северная Осетия, Республика Алтай, Татарстан, Чечня, Мордовия и Камчатский край. Чтобы регионы не попали в долговую яму, министерство потребовало от них составить график погашения долгов. Если такой документ не будет подписан обеими сторонами, субъекту может быть отказано в получении нового бюджетного кредита.
Опасность попасть в долговую пропасть есть в еще недавно весьма успешных регионах. Например, по оценке экспертов, в той же Московской области объем государственного долга достигает почти 160 млрд рублей, и если его не сократить, то вскоре он может сравниться с установленным в российском законодательстве ограничением предельного объема долга, равного объему собственных доходов регионального бюджета. По данным Института реформирования общественных финансов (ИРОФ), серьезные суммы задолженности фиксируются в Татарстане (49 млрд рублей), Самарской области (25 млрд рублей). В Москве, как отмечают эксперты ИРОФ, размер долга тоже значителен - 264 млрд рублей, однако его перекрывает бюджет российской столицы.
Едва ли не первой откликнулась на критику минфина Астраханская область. На сегодняшний день внутренний долг субъекта составляет 73,5% от объемов его доходов. Как рассказали "РБГ" в областном минфине, он появился из-за ежегодного дефицита региональной казны, для покрытия которого использовались заемные средства. Область уже успела заключить соглашение с федеральным ведомством по сокращению долгов. Согласно этому документу региональные власти примут меры по увеличению доходной базы региона. Какие именно? Как сообщил первый заместитель министра финансов области Сергей Сметанин, власти пытаются выправить ситуацию и найти источники роста доходной базы. Ведется активная работа с недоимщиками, а также ежедневный мониторинг налоговых поступлений по крупным предприятиям.
- Если мы видим, что какая-то организация стала меньше платить налогов, выясняем, по какой причине, и совместно ищем возможности их увеличения. С этой целью каждый крупный налогоплательщик закреплен за отраслевым министерством, - уточняет Сергей Сметанин.
Местные чиновники уверяют, что меняется подход к разработке областного бюджета, он становится программным. Что это значит? "Бюджет Астраханской области расписан на основании программ отраслевых министерств, и сегодня ужесточается контроль за их выполнением строго по срокам и суммам финансирования", - объяснил первый заместитель министра области.
Чтобы сократить долги, в областной администрации также занялись оптимизацией расходов. Второй год в региональных органах власти идет сокращение государственных служащих, также проводится инвентаризация расходов.
На фоне Астраханской области с ее более чем 70-процентным объемом внутреннего долга задолженность тоже попавшей в "черный список" Калининградской области относительно невелика - 8,1 млрд рублей, или 47,4% от планового годового объема налоговых и неналоговых поступлений региональной казны, без учета безвозмездных перечислений, и 52,8% по ежемесячному отчету. Фактически из общей суммы долга львиную долю - а именно больше 90% - составляют обязательства по предоставленным госгарантиям. Прямые же обязательства перед федеральным бюджетом составляют 561,3 млн рублей, или 6,9 % от всего объема госдолга. В областном минфине столь серьезный объем гарантийных обязательств, выданных разным предприятиям и организациям, объясняют тем, что в кризис необходимо было поддержать социально значимые для региона мероприятия, в том числе направленные на поддержку жилищного строительства, бесперебойного теплоснабжения в ходе проведения отопительного сезона.
В Калининградской области уверены, что долговые обязательства региона по предоставленным госгарантиям не приведут к возникновению финансовых претензий. Если должники не в состоянии самостоятельно рассчитаться, за них это сделает областной бюджет. А бюджетные средства в полном объеме подлежат взысканию с должника за счет его обеспечения.
Похожая ситуация и в Мордовии, где ситуацию с долгами по банковским и бюджетным кредитам тоже не драматизируют.
- Положение дел в этой сфере можно оценить как достаточно стабильное, оснований для беспокойства нет, - заявил "РБГ" замминистра финансов региона Алексей Ладошкин. - На сегодня размер банковских заимствований составляет 560 млн рублей, взятых в разные годы на покрытие бюджетного дефицита. Это распространенная практика, к таким инструментам время от времени прибегают многие регионы.
В республике обещают, что 140 млн рублей из этой суммы смогут выплатить в 2011 году, остальное будет погашено уже в текущем году.
Что касается бюджетной задолженности региона, то она существенно выше и составляет на сегодня 2 млрд 154 млн рублей. Однако в республиканском минфине считают, что паниковать по этому поводу не стоит. Так как, по словам заместителя министра финансов Алексея Симонова, большинство из бюджетных кредитов - долгосрочные. Гарантии предоставлены самими предприятиями-заемщиками, ими же и производятся выплаты. Если же говорить о долге Мордовии непосредственно Минфину России, то сумма данного кредита - всего 1 млрд рублей, что составляет около половины в общей структуре бюджетной задолженности. Окончательный срок его погашения - 2015 год.
Следует отметить, что размер доходной части республиканского бюджета на текущий год - около 18 млрд рублей, расходной - более 24 млрд рублей. Суммарный объем долга республики по отношению к объему доходов бюджета ниже предельного уровня, оговоренного Бюджетным кодексом.
- Сказать, что Мордовия сидит на кредитной игле, нельзя. К бюджетным заимствованиям мы были вынуждены прибегнуть лишь в последнее время: потребность в этом появилась в связи с кризисом. Тем не менее такая практика для республики - скорее исключение из правил, нежели правило, а потому пересматривать политику регионального минфина при верстке бюджета нет необходимости, - резюмировал Алексей Симонов.
Получается, что власти на местах не особенно озадачены критикой со стороны заместителя министра финансов Антона Силуанова и специально никаких особых мер к снижению долговой нагрузки изобретать не собираются. Все - как обычно: поиск источников роста для пополнения казны, выбивание денег из должников.
Между тем долг российских регионов на 1 мая этого года составляет более 926 млрд рублей, что выше показателя на начало года.
Владимир Климанов, д.э.н., директор Института реформирования общественных финансов:
- Нельзя отрицать, что за годы опережающего экономического развития в начале 2000 годов ситуация с долгами регионов улучшилась. Мы уже забыли проблему неплатежей, денежных суррогатов, взаимозачетов, хронической задолженности по детским пособиям и многие другие проблемы, которые значительно осложняли состояние региональных и местных бюджетов еще десятилетие назад.
В то же время следует признать, что все-таки реальный долговой рынок субнациональных бюджетов в России не сложился и полноценные институты не сформировались.
Поэтому активный рост долговых обязательств регионов, который имел место в прошлом году - первой половине 2010 года, не мог не вызвать озабоченности со стороны федеральных органов власти. При этом беспокойство вызывает рост как реальных долговых обязательств, так и разного рода "скрытых" долгов - таких, как, например, обязательства государственных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.
На практике "квазидолги" (как их окрестил минфин) весьма опасны тем, что рано или поздно они лягут в качестве расходных обязательств на бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований, большинство которых дотационны, и реальных возможностей для покрытия таких долгов не будет.
Разумеется, федеральные власти стремятся заранее создать действенные механизмы недопущения роста долговых обязательств субъектов РФ. Как показывает опыт ряда зарубежных стран, хотя требования по снижению долговой нагрузки регионов не являются обязательными со стороны правительства, такие действия поощряются. Так, в Италии регионы, которые добились 10-процентного снижения долговой нагрузки, могут претендовать на сокращение процентной ставки по кредитам, взятым в государственном банке.