В Благовещенске хотят жить без мэра

В областном центре Приамурья не утихают жаркие споры. После отстранения от должности мэра Благовещенска здесь сложилась непростая ситуация. Депутаты городской Думы выдвинули предложение - упразднить должность мэра и заменить его нанимаемым по контракту сити-менеджером.

В течение месяца столкновения мнений происходили на дискуссионных площадках Благовещенска - на предприятиях города, за "круглыми столами", в СМИ и общественных организациях. Дебаты оказались жаркими, но к общему знаменателю стороны так пока и не пришли. Голоса разделились примерно поровну.

С политической элитой дела в Приамурье обстоят совсем непросто. За последние несколько лет в области сменились три губернатора. Громкие отставки сначала Леонида Короткова с возбуждением против него уголовного дела, а затем Николая Колесова с уголовными делами его министров значительно усилили позиции бывшего мэра Благовещенска Александра Мигули. Кстати, по мнению некоторых аналитиков, в отставке Николая Колесова Александр Мигуля сыграл не последнюю роль.

Но карьера мэра Благовещенска неожиданно для жителей города закончилась в апреле 2010 года. Губернатор Приамурья Олег Кожемяко отстранил его от руководства городом из-за невыполнения им решения городского суда по восстановлению в должности директора предприятия "Ритуальные услуги" Галины Сыщук.

В целом мэром были проигнорированы 19 решений суда. Александр Мигуля пытался оспорить постановление губернатора, но суд отказал в удовлетворении его иска.

Сторонники мэра попытались организовать акции в его защиту. На предприятиях Благовещенска начали собирать подписи горожан, симпатизирующих мэру. Но, как позже выяснилось, ставить подписи жителей Благовещенска заставляли в добровольно-принудительном порядке, по квартирам ходили старшие домов, которые настойчиво предлагали сделать это. Но все это как началось, так и быстро закончилось.

Губернатор области Олег Кожемяко назначил временно исполняющим обязанности главы администрации города Николая Неведомского, долгое время возглавлявшего аппарат губернатора. Некоторое время спустя у депутатов появилась идея об изменении устава Благовещенска и упразднении должности мэра. Народные избранники объявили, что Благовещенском должны управлять два человека. Это глава муниципального образования, выбираемый из числа депутатов. Он будет заниматься политическими вопросами.

А также глава администрации Благовещенска, сити-менеджер, то есть крепкий хозяйственник, которого Дума будет нанимать на конкурсной основе и который будет ответственен за городское хозяйство.

У народных избранников есть три серьезных аргумента за введение в Благовещенске должности сити-менеджера и внесение изменений в Устав города.

Так как городское хозяйство - это, в общем-то, большое городское предприятие, то управлять им должен профессионал, а не политик. Кроме того, у городской Думы будет над менеджером полный контроль и она сможет спросить у него за все, что он сделал. Во-вторых, введение новой схемы позволит городу сэкономить значительные средства, которые раньше тратились на выборы. Их можно пустить на строительство детских садов, школ и благоустройство дворов Благовещенска.

- Последние выборы мэра показали низкую посещаемость избирателей, - заявил на встрече с благовещенцами депутат городской Думы Эдуард Хасаншин. - Голосовать пришли всего 26 процентов горожан. На выборы было затрачено более 10 миллионов рублей. Эти деньги могли бы пойти на благоустройство Благовещенска.

-Почему мы не можем выбирать себе мэра? Зачем нас ограничивают в правах, в том числе и на самоуправление? - спрашивает представитель инициативной группы горожан Сергей Копотун. - Низкая посещаемость выборов - это не аргумент для их полной отмены. Человек имеет право делать осознанный выбор. И уж тем более аргументировать отмену выборов мэра экономией средств вообще безнравственно. Мы хотим иметь возможность влиять на события в городе, в том числе и выбирать его главу.

- Что такое местное самоуправление? В это понятие включается принцип следования местным традициям, - оппонирует своим коллегам - депутатам городской Думы Алексей Сухих. - В наших традициях нет такого понятия как сити-менеджер. У нас есть выборность. Традиционная выборность, которая существовала всегда. Зачем нам ее менять? Что от этого выиграет город, его жители?

Многие аналитики справедливо считают, что если сити-менеджера начнет назначать Дума, то этот процесс превратится в столкновение политических амбиций, как это обычно бывает на ее заседаниях. А уж как сумеет понравиться сити-менеджер входящим в Думу коммунистам, представителям ЛДПР и "Единой России" одновременно, остается большой загадкой. Дума - место для дискуссий, а ремонт на канализации требует экстренных мер, а не одобрения депутатов, говорят горожане.

Окончательное решение по поводу внесения изменений в Устав Благовещенска будет приниматься на заседании гордумы. Чтобы поправки прошли, их должны поддержать не менее двух третей депутатского корпуса, то есть двадцать голосов. После этого новую редакцию Устава должны зарегистрировать в органах юстиции, только после этого он получит юридическую силу. Напомним, все процедуры должны пройти до 21 июля - это последний срок, когда гордума обязана назначить выборы нового мэра Благовещенска.

мнение

Елена Кодина, и.о. директора департамента федеративных отношений и местного самоуправления Минрегиона России:

- Каждое муниципальное образование в структуре органов местного самоуправления, понятно, должно иметь местную администрацию, которой руководит человек на принципах единоначалия и личной ответственности. Но вопрос в другом: возглавит ли ее избранный на выборах глава муниципального образования или назначат на эту должность по контракту в результате конкурса сити-менеджера?

Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" представляет такую возможность. Вокруг этого и вспыхивает иной раз полемика.

Так называемые сити-менеджеры - явление хотя и непривычное, но и не новое. Они появились уже на первоначальном этапе реформирования системы местного самоуправления в период 2003-2006 годов. В настоящее время сити-менеджеры руководят местной администрацией в 4200 муниципальных образованиях. А точнее: в 164 городских округах, 715 муниципальных районах, 637 городских и 2448 сельских поселениях. Это уже составляет 14 процентов от общего числа муниципальных образований.

Много это или мало, зададитесь вы вопросом. На мой взгляд, следует говорить о тенденции. А она сегодня такова: все большее количество муниципальных образований, рассматривая опыт регионов, использующих сити-менеджеров, обращаются к их опыту и примеряют на себя возможность перехода на такую модель местного самоуправления.

Например, в отдельных субъектах РФ, скажем, в Белгородской, Калужской, Ивановской, Ленинградской, Пензенской областях, в Республике Марий Эл и др., практика привлечения на должность главы местной администрации профессионалов приобрела массовый характер.

Благодаря конкурсным процедурам, предваряющим приход на должность сити-менеджера, значительно повышается вероятность того, что место руководителя местной администрации займет профессионал. Ведь в ходе конкурса каждое муниципальное образование может четко предъявить свои, важные для них требования к лицу, претендующему на указанную должность. Глава местной администрации, назначаемый по контракту по результатам конкурса, является муниципальным служащим со всеми вытекающими из этого статуса правами, ограничениями и запретами. В своей деятельности он подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования и обязан представлять ему ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.

Таким образом, модель использования сити-менеджера позволяет муниципальным образованиям не только привлечь к управлению местной администрацией наиболее профессионального кандидата, но и сохранить значительную степень подотчетности и подконтрольности его деятельности.