Намеченный постиндустриальный рывок, итогом которого должна стать модернизация российской экономики, во многом связан с так называемым человеческим фактором. Этим обусловлена необходимость формирования инновационной культуры общества, воспитания нового поколения, прежде всего инженерно-технических и управленческих кадров, способных внедрять и использовать технологии пятого и шестого укладов. Причем эта работа, на мой взгляд, будет успешной, если она приобретет системный характер. Что я имею в виду?
Уже в ближайшей перспективе должна быть создана эффективная система подготовки высоко квалифицированных специалистов по цепочке: школа - институт - производство - повышение квалификации - переподготовка. Считаю, что только в рамках такой системы можно решить проблему формирования кадрового потенциала для модернизации и инновационного развития экономики нашей страны. Причем ее эффективность целесообразно оценивать по простому критерию - специалист по уровню своей квалификации будет востребован в реальном секторе экономики. И именно - в России, а не за рубежом. Для этого потребуются различные виды мотивации инженерного труда.
Пока же не более пятой части выпускников вузов получают дипломы инженеров или технологов промышленного производства. Причем далеко не факт, что они будут работать по специальности. Для сравнения, около половины выпуска - экономисты, юристы и иные гуманитарии. Ждать, пока рынок устранит данный перекос, означает потерю драгоценного времени. Надо немедленно включать все механизмы повышения престижа профессий, в которых крайне нуждается промышленность, и другие сегменты реального сектора экономики. Сам по себе каждый элемент системы уже существует и более или менее успешно функционирует.
Минпромторгом совместно с Союзом машиностроителей России разработана и реализуется на практике ведомственная целевая программа по повышению эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих работников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности. Хотя ситуация уже и меняется к лучшему, однако слишком велика брешь, пробитая в девяностых годах в рядах инженерного корпуса. А ведь именно на его плечи сегодня ложится основная тяжесть технологического переоснащения страны.
Сейчас средний возраст инженерно-технического состава в промышленности близок к 50 годам, а в некоторых отраслях его можно считать предпенсионным. Эти специалисты, как правило, работают с уходящими технологиями, тогда как молодежь идет в эту профессию не очень охотно. Да и те, кто ее получает в вузе, не всегда соответствуют требованиям производства.
Ситуация усугубляется тем, что за последние два десятка лет ухудшилось качество самого образования на всех его уровнях.
Существующее техническое и профессиональное образование часто не соответствует требованиям работодателей и рынка труда по уровню квалификации работников. Во многих российских вузах отсутствует действенная связь с промышленными предприятиями.
Для решения этих проблем Союз машиностроителей России в начале июня заключил соглашение о сотрудничестве с Рособрнадзором. Одна из основных задач - создание системы объективной оценки качества и эффективности развития кадрового потенциала предприятий и отраслей реального сектора экономики.
Большие ожидания связаны с запускаемым правительством пятигодичным экспериментом по созданию в ряде вузов, техникумов и колледжей прикладного бакалавриата, в рамках которого будут готовить специалистов в сфере новых технологий. Этот опыт направлен в первую очередь на повышение эффективности и качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и увеличением числа выпускников, трудоустроенных по специальности. Предполагается самое тесное взаимодействие образовательных учреждений и работодателей, проведение производственной практики в тех организациях, куда придут молодые специалисты.
Необходимы специальные меры по стимулированию вузов технической направленности. В частности, вузы, осуществляющие подготовку зарубежных студентов, должны получать соответствующие дотации от государства, которые можно направлять на приобретение современной техники, развитие лабораторий и исследовательской инфраструктуры. Вправе рассчитывать на частичные компенсации со стороны государства и промышленные предприятия, направляющие своих специалистов на обучение за рубеж по инженерным специальностям.
Еще более важно принять меры, решающие проблему в ее моральном и социальном аспекте. Когда общественная оценка труда инженеров, технологов и конструкторов будет соответствовать требованиям времени, то и учиться на эту специальность молодые люди пойдут охотно.
Ощутимый приток свежих сил можно получить, развернув сеть учебно-инженерных центров в ключевых производственных регионах. Такой подход будет непосредственно способствовать удовлетворению потребностей предприятий в инженерно-технических кадрах, необходимых для модернизации. Создание такой сложной системы просто невозможно без консолидированных усилий государства, институтов гражданского общества, деловых кругов, образовательных и научных учреждений.
Для деловых кругов, как мне кажется, особый интерес должна представлять целевая подготовка кадров для своего бизнеса по системе "вуз - производство". Показателен в этом смысле пример госкорпорации "Ростехнологии". На основе соглашений о стратегическом партнерстве с МГИМО, МГТУ им. Н.Э. Баумана и другими вузами корпорацией финансируется подготовка специалистов для своих предприятий.
Заслуживает внимания и работа с молодыми специалистами на предприятиях - членах Союза машиностроителей России. Здесь сложилась комплексная система. Прежде всего действует Программа работы с кадровым резервом. Проводится ознакомительная, производственная и преддипломная практика, которая помогает студентам технических вузов сделать правильный выбор и лучше адаптироваться на новом месте работы.
В ряде холдингов успешно работают советы молодых специалистов, которые стоят на защите прав выпускников вузов, способствуют развитию научно-технического потенциала молодых специалистов и ученых, реализуют программы их адаптации и кураторства. Проводятся конкурсы на лучшую научно-техническую работу с солидными призами. Материальные и моральные инвестиции, вложенные в подготовку кадров, несомненно, окупаются последующими достижениями как в конкретном бизнесе, так и в масштабах всей российской экономики. Активное участие предпринимательских кругов в формировании кадрового потенциала модернизации России приблизит сроки осуществления стратегической задачи, от решения которой во многом зависит место нашей страны в мировой системе.