Заправка машин газом сократит расходы автомобилистов на 30-70 процентов
Если по российским дорогам будут ездить автомобили, заправленные не бензином, а газом, то энергоэффективность страны увеличится на 10 процентов, уверяют в Комитете Госдумы по энергетике. Вчера эксперты приступили к разработке нового законопроекта по массовому внедрению газомоторных технологий на российском автотранспорте.
Об этом журналистам сообщили на парламентских слушаниях в профильном Комитете Госдумы. По мнению заместителя министра энергетики Сергея Кудряшова, помимо основного плюса - экологичности, газ является еще и экономичным топливом. В среднем, утверждает замминистра, стоимость газа может составлять от 30 до 70 процентов от цены основных видов топлива - дизеля и бензина. Таким образом, по подсчетам минэнерго, затраты транспортных компаний на газовое топливо окупят себя через 3-5 лет. По некоторым данным, легковой автопарк сможет "отбить" расходы уже через 1,5 года. Сейчас, кстати, газомоторный парк страны составляет лишь 2 процента от всех имеющихся автомобилей.
Речь также шла о переходе авиа- и железнодорожной техники на газомоторный стандарт. При этом уже сейчас есть уникальные отечественные разработки в этой области - самолеты, вертолеты и железнодорожный газотурбовоз. Вице-спикер Валерий Язев напомнил, что в США эта технология давно используется в военной авиации. Пока же, по его словам, Россия занимает лишь 16-е место в мире по количеству газомоторной техники. Но, по прогнозам экспертов, к 2035 году может подняться на несколько ступеней вверх.
Переход на газомоторное топливо, по мнению Кудряшова, приведет также к оживлению в других отраслях. Имеется в виду создание новых рабочих мест, стимулирование металлургической и агропромышленной промышленности. Снизятся расходы строителей и, соответственно, стоимость жилья. И вообще новое недорогое топливо поможет бороться с ростом цен, поскольку сокращение затрат на топливо автоматически приведет к снижению затрат на перевозки. Конечно, стоимость газа не будет стоять на месте, но все равно он будет оставаться дешевле бензина, уверены эксперты. Правда, пока точных расчетов у них нет.
Депутаты также считают, что переход на газомоторное топливо не такой затратный, чем на новые бензиновые стандарты "Евро". В этом их тоже поддержали эксперты. "Если мы даже на уши встанем, переход на стандарт "Евро-3" и "Евро-4" мы не обеспечим, - заявил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. - Мы не готовы технологически, экономически и финансово к этим стандартам". А газ не содержит основной загрязнитель бензина - серу. Геннадий Шмаль уточнил, что даже самый очищенный бензин стандарта "Евро-5" не может и близко сравниться по чистоте сгорания с газовым топливом. Эксперт уверен, что переход на новый экологический уровень за счет газа вполне возможен.
Но все не так просто. Эксперты Комитета Госдумы по энергетике предупреждают, что существует ряд проблем, мешающих развитию газомоторных технологий в стране. Например, сказывается нехватка газоперерабатывающих заводов и предприятий по сжижению топлива. По мнению Геннадия Шмаля, эту проблему можно решить при помощи российских оборонных технологий. Не обязательно строить многооборотные заводы, а достаточно обойтись стационарными установками, которые можно поставить в "любой деревне". Такая технология в России имеется, уверяет эксперт. Проблемным является и отсутствие инфраструктуры, в том числе заправочных станций. Особенность газомоторной техники заключается в том, что она требует более частых дозаправок, что в свою очередь требует более плотного кольца газовых заправок. Многих владельцев "традиционных" автомобилей отталкивает высокая стоимость газового оборудования. Все это еще предстоит предусмотреть в законопроекте. Как и рассчитать цену "топливной перестройки".