До конца текущего года на свет должен появиться план переезда "Адмиралтейских верфей", расположенных на острове вблизи печально известной "Новой Голландии", на другой остров - в Кронштадт.
Правда, процесс переезда займет не менее шести лет, а до этого Ново-Адмиралтейский остров, в настоящий момент занимаемый мощностями Объединенной судостроительной корпорации, будет готовиться к встрече с новыми хозяевами - Смольный объявит конкурс на концепцию развития его территории уже осенью.
"Адмиралтейские верфи" перенесут на площадку бывшего Кронштадтского морского завода, который признан банкротом. Ранее его восстановление было признано нецелесообразным, однако теперь его все же намерены реконструировать - с целью оптимизации мощностей.
Планируется, что на остров Котлин переведут основное производство предприятия, оставив в городе научно-техническую базу. При этом мощности Кронштадтского морского завода могут быть интересны только как вспомогательные площадки новой верфи, которая будет построена на окраине острова. Основную часть территорий завода, который находится в центре Кронштадта, планируют отдать под новые проекты.
Разговоры о "выселении" ведутся давно. В сентябре прошлого года членам Градостроительного совета был представлен проект планировки Ново-Адмиралтейского острова, отвергнутый тогда чиновниками как малоубедительный.
Почти половину территории острова занимают охраняемые объекты исторического наследия, которые можно приспособить под размещение примерно 45 тысяч квадратных метров коммерческих площадей. На оставшейся территории можно построить еще столько же жилья - эта часть острова допускает жилую застройку, но имеет ограничение по высотности в двадцать один метр. Стоимость подобного проекта может составить порядка 150 миллионов долларов.
Стоимость самой рокировки ранее оценивалась в один миллиард долларов, однако, по мнению ряда экспертов, прибыль от освоения освободившейся территории не покроет расходов на переезд. В эту стоимость входило строительство мощностей для обеспечения потребностей нефтегазовых компаний в морской технике для работы на Штокмановском шельфе, а также блока гражданского судостроения "Адмиралтейских верфей".
В рамках Петербургского экономического форума власти Санкт-Петербурга, Объединенная судостроительная корпорация и "Адмиралтейские верфи" подписали соглашение, которое оценили в 20 миллиардов рублей. Часть этой суммы выделит Смольный, остальное профинансирует один из банков. По мнению Валентины Матвиенко, переезд выгоден не только для города, но и для предприятия. Это позволит ему выбраться из стесненных условий и заняться модернизацией, чтобы выпускать конкурентную продукцию. "Мы сохраняем флагман судостроения, коллектив", - заверила губернатор. К слову, все средства, которые будут получены от коммерческого использования освобождаемой площадки, власти Северной столицы обещают направить на развитие предприятия.
В этот же период стало известно, что два крупнейших промышленных предприятия Санкт-Петербурга в ближайшие недели будут отданы государству за долги их владельца. Банкир Сергей Пугачев вынужден передать государственной Объединенной судостроительной корпорации "Северную верфь" и Балтийский завод, так как принадлежащий ему банк попал в тяжелую ситуацию.
Верфи, изначально возведенные для строительства военных кораблей, возвращаются государству после пятнадцатилетнего периода, во время которого они переходили из рук в руки. Как считали эксперты, бывший владелец должен был обеспечить их выгодными заказами, однако этого не произошло. Теперь они могут стать следующими объектами "переселенческой" программы Смольного, так как часть мощностей располагается на Васильевском острове.
Таким образом, будут убиты сразу несколько зайцев - освобожден большой квартал в центре города, а также произойдет дальнейшая концентрация производственных мощностей, необходимая для возрождения отечественного судостроения.