До 5 июля руководство Екатеринбурга и четырех городов-спутников должно подготовить документы, которые потребуются для их объединения.
Такую дату установил для мэров Среднеуральска, Арамили, Верхней Пышмы, Березовского и областного центра губернатор Свердловской области Александр Мишарин.
"РГ" попыталась разобраться, что может принести жителям муниципалитетов совместное проживание.
Идея слиться с мегаполисом не понравилась большинству градоначальников и депутатов. Первое, на что они обратили внимание корреспондента "РГ", - так это на мифический характер проекта "Большой Екатеринбург". Хотя проект был разработан по инициативе мэрии мегаполиса еще шесть лет назад и все о нем слышали, до сих пор никто из руководителей городов-спутников не видел его оформленным на бумаге.
- Разве мы можем принимать решение, не изучив детально проект? - восклицает председатель Думы Арамильского городского округа Фаина Копысова. - У наших жителей к нему масса вопросов, на которые пока нет ответов.
- На данный момент мы против, - говорит председатель Думы городского округа Среднеуральска Владимир Черноусов. - Пока ничего особенно положительного в этой затее мы не видим. Боюсь, объединение может больно ударить по карману простых жителей: тот же транспортный налог и коммунальные услуги в Среднеуральске значительно ниже, чем в Екатеринбурге.
В Думе Березовского городского округа ратуют за самобытность.
- Город был образован 265 лет назад как самостоятельное поселение золотодобытчиков, - говорит председатель местной Думы Евгений Говоруха. - Отношение к присоединению у нас резко отрицательное. Если город перестанет быть административным центром, жители не смогут участвовать в распоряжении бюджетом. В черту городского округа входит также 17 населенных пунктов. Будут ли наши местные проблемы интересны областному центру? Сомневаемся. Ведь в Екатеринбурге развит центр, но окраины не процветают.
Что касается Верхней Пышмы, то представители местных органов власти не смогли сформулировать свою точку зрения.
- После объединения жители будут на общих основаниях пользоваться всеми социальными благами, которые есть в Екатеринбурге, - высказывает позицию руководства пресс-секретарь мэрии мегаполиса Константин Пудов. - Если какой-то город все же не захочет присоединяться, никто принуждать не будет. Но нам дается уникальный шанс выйти на новый уровень жизни, создать новые рабочие места и обеспечить благополучие жителей. Сегодня мы лидеры практически по всем показателям среди городов-миллионников после Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, в Екатеринбурге средняя зарплата более 22 тысяч рублей, тогда как в Челябинске 19, а в Казани 15-17. Единственное - мы уступаем Новосибирску по численности населения. Но когда наш мегаполис прирастет до полутора миллионов человек, у нас будет больше оснований рассчитывать на инвестиции - как из федерального бюджета, так и от отечественного и зарубежного бизнеса.
Евгений Анимица, заведующий кафедрой региональной и муниципальной экономики УрГЭУ, один из основных разработчиков проекта "Большой Екатеринбург":
- Изначально идея была - не административное объединение городов, а принятие ими общей концепции развития. Такова мировая тенденция: города-соседи, оставаясь автономными, совместно решают общие вопросы. Что же мешало главам соседних городов принять такую концепцию? Менталитет. У наших чиновников отсутствует опыт сотрудничества, компромисса, им сложно конструктивно обсуждать общие проблемы. В итоге отдельные чиновники, с самого начала выступавшие за юридическое объединение территорий, добились поддержки областной власти. Хотя в таком виде проект - это политические амбиции, очередная гигантомания. Есть большой риск, что, увеличившись, мегаполис самостоятельно не сможет оперативно решать многие проблемы на окраинах. Когда года два назад к Екатеринбургу присоединили 28 поселков, жизнь там не стала лучше, кое-где даже до сих пор не запущен рейсовый автобус. Рассчитывать на особый приток инвестиций после объединения не стоит: инвестиции обеспечиваются не количеством людей, а научным потенциалом, качеством жизни территории.
Илья Захаров, заместитель заведующего кафедрой конституционного права УрГЮА:
- В практике РФ еще не было столь крупного объединения муниципальных образований. В ФЗ 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено только объединение двух поселений. Но, так как городской округ изначально является поселением, юридически проект можно считать реальным.
Для объединения достаточно согласия большинства депутатского корпуса городских округов. Главы же муниципалитетов юридически не могут повлиять на исход ситуации. Более того, законодательство не дает никакой гарантии сохранения должностей ни мэрам, ни депутатам. В новом муниципалитете будет избран новый глава, сформированы новая Дума, избирательная комиссия. Как выберут нового мэра - из состава депутатов или голосованием населения - определит новый Устав. Принцип местного самоуправления гласит: при любых действиях власти должны учитывать мнение населения и действовать в его интересах. Поэтому если на обсуждения придет пять человек, их мнение вряд ли повлияет на итог. А если несколько тысяч и большинство выступят "за" или "против" - игнорировать их будет сложно.
документально оформленная инициатива;
публичные слушания;
положительное решение большинства депутатов;
принятие областного закона об объединении;
выборы нового представительного органа власти;
определение новой системы управления городом: главой, Думой или сити-менеджером;
формирование органов власти города.
За
Увеличится приток инвестиций;
начнется развитие новых транспортных путей, развязок, логистики;
в отдаленные пункты пойдут более качественные автобусы, электрички;
появится возможность использовать территорию между городами под строительство;
"Водоканал" и электросетевая компания Екатеринбурга смогут провести ревизию, развивать сети городов-спутников;
появятся единые тарифы на транспорте, общие льготы на проезд (проект Е-карта);
все жители присоединенных территорий на общих основаниях смогут пользоваться всеми социальными благами, которые есть в Екатеринбурге:
- больницами, поликлиниками, роддомами (выхаживаемость младенцев весом от 500 граммов в Екатеринбурге на европейском уровне);
- библиотеками, школами, гимназиями (в Екатеринбурге существует практика: дети с высоким интеллектуальным потенциалом могут в среднем звене переходить в элитные школы);
- сегодня школы Екатеринбурга недозаполнены на 15 тысяч мест;
на первоначальном этапе для объединения не нужно больших затрат, паспорта не потребуется менять, названия улиц не изменятся.
Против
Резкого увеличения бюджета не произойдет, на грандиозные планы не хватит средств;
дотации городам-спутникам из федерального и областного бюджетов прекратятся, а расходы останутся прежними, в итоге периферия зачахнет;
ухудшится экологическая ситуация, в том числе за счет увеличения проблем со сбором и вывозом мусора;
в Екатеринбурге достаточно территорий для строительства - недавно в городскую черту вошло 28 населенных пунктов;
коммунальная сфера Екатеринбурга и без того проблемна, после объединения потребуется удлинять коммуникации - и проблем станет еще больше;
коммунальные платежи и местные налоги городов-спутников вырастут до уровня мегаполиса;
уже сейчас в больницах и поликлиниках Екатеринбурга очереди, после объединения они увеличатся;
территориальная привязка населения к поликлиникам, школам и нежелание лечить "не своих" пациентов и учить "не своих" детей не позволят жителям периферии воспользоваться более качественными услугами;
затянется решение бюрократических вопросов: придется ездить за десятки километров в центр, чтобы подписать бумажку.
Глас народа
Плюсы
"Границы между пригородами и так почти стерлись, пора объединяться. Екатеринбург должен развиваться и становиться лучше. В маленьких городках масса алкоголиков, тунеядцев и пошлости, не хочется, чтобы наши дети это наблюдали. В нашей дыре некуда идти местной молодежи, тем более зимой, а в Екатеринбурге театры, кино, клубы, музеи, выставки. Если нас присоединят, наконец-то не будет проблем с длительным отключением воды, газа и электричества! Людям станет проще с муниципальным транспортом, стационарная телефонная связь будет по единому тарифу, наконец достроят метро. Появится более крупный город, с которым федералам придется считаться. Цена нашего жилья вырастет в разы".
Минусы
"Присоединившись к Екатеринбургу, мы станем окраиной большого города, сюда начнут стягиваться мигранты, маргиналы. Увеличатся тарифы и налоги. И ничего значительно не изменится: просто у Екатеринбурга к своим проблемам прибавятся наши. А налоги будут стекаться в центр. Жители окраин Екатеринбурга - тех же Калиновки и Изоплита - испытывают трудности с транспортом. Вряд ли и до спутников дотянется то же метро - в Березовском из-за шахт это невозможно. Проблему с финансированием решать нужно все-таки не путем присоединения, а через поиск спонсоров: у каждого городка есть плюсы, которые привлекают инвесторов. Необходимо развиваться самостоятельно. У нас воздух чище, меньше машин, давки, очередей, стресса".
Подготовлено по обсуждениям идеи на городских порталах