На Среднем Урале избавляются от неэффективной госсобственности

Правительство Свердловской области обратило особое внимание на деятельность 1054 бюджетных учреждений и 33 акционерных обществ. Как признаются в министерстве по управлению госимуществом (МУГИСО), не все областные активы приносят дивиденды.

- Существовавшая до этого в Свердловской области система управления госимуществом малоэффективна, новая идеология подразумевает его вовлечение в сферу государственно-частного партнерства с элементами проектного финансирования. Государство должно выполнять соцобязательства, но для этого надо зарабатывать и капитализировать прибыль, поэтому все имущество, которое приносит доход, должно использоваться, а от неэффективного надо избавляться, - расставляет приоритеты замминистра Александр Перваков.

В первую очередь планируется провести оптимизацию численности и структуры государственных унитарных предприятий. Количество ГУПов будет сокращено в три с лишним раза: если сегодня их 93, то к 2012 году останется всего 24. Предполагается, что семь убыточных ГУПов будут ликвидированы, 23 преобразованы в акционерные общества (в основном это предприятия пищепрома и АПК), еще два передадут в муниципальную собственность, 22 реорганизуют.

Кроме того, усиливается контроль за деятельностью директоров ГУПов. По словам Александра Первакова, у некоторых руководителей годовой доход превышает сумму, которую предприятие перечисляет в областной бюджет. Многие не готовы к приватизации, и с этим будут бороться: установлена персональная ответственность руководителей за соблюдение графика регистрации объектов недвижимости и невыполнение поручений. По итогам аттестации несколько руководителей ГУПов уже освобождены от занимаемых должностей, кто-то ушел по собственному желанию, на сегодня имеется девять вакантных мест. Скорректирован и фонд оплаты труда руководящего состава - уменьшен на 18-40 процентов.

- Мне интересны не персоны, а результат. Директорский корпус вздрогнул, потому что от него потребовали работу. Те, что хотят работать, будут работать. Остальным придется уйти, - подчеркивает министр МУГИСО Владимир Левченко.

Новшества планируются и в сфере оперативного пользования недвижимостью. Если раньше министерство по большей части делегировало эти полномочия унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям, то теперь оно готово брать на себя ответственность за управление казенным имуществом и вести мониторинг ликвидности объектов. В этом случае доходы, допустим, от сдачи помещений в аренду будут поступать непосредственно в бюджет. В качестве примера замминистра привел два торговых центра Екатеринбурга: в одном из них доля Свердловской области будет передана в казну, в другом - наоборот, выставлена на продажу.

Аналогично будет оценена и эффективность работы бюджетных учреждений. Также будет проанализирована отдача от участия субъекта РФ в капитале акционерных обществ: МУГИСО намерено избавиться от акций убыточных компаний.

Реализацией госактивов будет заниматься специализированный фонд имущества. По словам министра, обновленная структура будет работать как посредник между государством и бизнесом: продавать, сдавать в аренду объекты, разрабатывать инвестиционные проекты, в том числе по схеме частно-государственного партнерства. В этот фонд смогут обращаться и муниципалитеты для реализации своего имущества.

Мнения экспертов относительно новой стратегии расходятся. Так, Владимир Машков, председатель комитета областной Думы по промышленности, аграрной политике и природопользованию, считает, что грядущие перемены соответствуют федеральному тренду: сокращение госкорпораций, ФГУПов и очередная судебная волна по безосновательной приватизации госимущества. Его коллега, депутат Евгений Артюх полагает, что акционирование ГУПов, с одной стороны, даст положительный эффект, так как новоиспеченные ОАО получат возможность привлекать средства частных инвесторов, с другой стороны, в погоне за прибылью бывшие ГУПы могут потерять свои социальные функции.

Комментарий

Евгений Чорновол, заведующий кафедрой частного права Уральской академии государственной службы:

- Осуществление новой стратегии должно положительно отразиться на управлении госимуществом и формировании рыночной экономики благодаря сокращению присутствия государства в сфере предпринимательства, в том числе на региональном уровне. Но вместе с тем это может быть сопряжено с рядом законодательных ограничений. Изъятие у государственных или муниципальных предприятий имущества в государственную или муниципальную казну в связи с "неэффективным" его использованием в обычном порядке, по общему правилу, не допускается. Это может быть сделано лишь при ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия (ст. 294, 295 и 299 ГК РФ). Исключение составляют лишь государственные и муниципальные предприятия, за которыми имущество было закреплено на праве оперативного управления (так называемые казенные предприятия).