Трамвай, который заслуженно считается самым экологическим видом транспорта, изгоняют из столицы.
С одной стороны, городские власти пропагандируют хороший лозунг: "Дорогу общественному транспорту". На магистралях стали выделять под него крайние полосы, а эвакуаторам поручено увозить с автобусных остановок припаркованные с нарушением автомобили... Но одновременно почему-то избавляются от трамваев, которые и экологически чище, и, как показывает практика, на место доставляют быстрее автобусов. Еще один немаловажный фактор - москвичи их любят.
Тем не менее распоряжением московского правительства (N 1766-РП) ликвидации подлежит участок трамвайных путей в Марьиной Роще. По предложению префектуры Северо-Восточного округа тут решено сделать пешеходную зону, лишив жителей трех улиц практически единственного общественного транспорта. Что вообще происходит с трамваем в столице - попытался разобраться корреспондент "РГ".
Движение без заезда
На Лесной улице остатки трамвайных рельсов сиротливой дугой упираются в тротуар, то есть в никуда. Прежде тут было разворотное кольцо, но на его месте возведены высотные офисные центры. Эти темные махины у станции метро "Белорусская" вплотную нависли над Церковью Николая Чудотворца на Бутырском Валу.
- При строительстве в 2008 году кому-то помешал трамвай - и его убрали, несмотря на тысячу подписей, которые собрали возмущенные жители Лесной улицы в защиту линии, - рассказал корреспонденту "РГ" председатель общественного движения "Москвичи за трамвай" Александр Морозов. - Тогда чиновники из столичного департамента транспорта и связи убеждали всех, что из-за трамвая возникают заторы на дороге. Посмотрите, что творится сейчас. В разгар рабочего дня - беспросветная пробка из машин. И не только на Лесной улице, но и на параллельном Бутырском Валу.
Новый трамвайный конфликт возник в Марьиной Роще из-за маршрута N 19. Его планируется "спрямить", убрав рельсы с улиц Тихвинской, Образцова и Новосущевского переулка. "Маршрут останется, - на голубом глазу заверяют чиновники жителей, - но без заезда к вам. Зато здесь будет построена пешеходная зона - для прогулок". В пользу "зоны" приводятся следующие аргументы: якобы для улучшения экологической обстановки (как будто трамвай с выхлопами) и для формирования новой городской площади. Почему-то не принимается в расчет, станет ли от этого удобнее и комфортнее окрестным жителям.
- В 90-х годах Марьина Роща не знала проблем с сообщением, - продолжает Морозов. - На трамвае без пересадок можно было доехать до станций метро "Белорусская", "Новослободская", "Рижская", "Бауманская", "Авиамоторная", "Бабушкинская". Связь была с семью линиями метро. А потом со всех сторон пошло наступление на трамвай. В 1995 году сняли трамвай на проспекте Мира (ремонтировали Крестовский путепровод). Между прочим это был один из двух городских маршрутов, где курсировал трехвагонный состав. Возил по 400 пассажиров сразу. В 2002 году исчезли рельсы с улицы Двинцев - там пролегло Третье транспортное кольцо. В 2008 году в жертву чьим-то интересам отдали трамвай на Лесной.
Осталась практически единственная связующая "ниточка" - трамвай N 19, вокруг которого и разгорелись страсти. Правда, пустили здесь "нулевой" автобус, но в одну сторону - к Рижскому вокзалу. Если кому надо в противоположную - к "Белорусской" или "Новослободской" - объезжайте весь круг.
И про экологию никто не вспомнил, хотя автобус куда вреднее, а Тихвинская улица - всего 7 метров шириной. К тому же ждать "нулевой" автобус приходится по 15-20 минут даже в час пик, а вечерами - и 40 минут простоишь.
Закоулок для прогулок
Недавно по поводу трамвайной ситуации в Марьиной Роще заседал "круглый стол" в Мосгордуме. Общественники доказывали депутатам: из-за снятия трамвая N 19 пострадают не только местные жители - в районе находятся несколько корпусов МИИТ, институтский Дом культуры, храм Тихвинской иконы Божьей Матери, здания Московского общинного еврейского центра, детская музыкальная школа имени Ракова, ну и всякие другие социальные объекты.
Всем им - студентам, старикам, малым детям с родителями - придется топать пешком от метро 2 километра. Что в результате ухудшится транспортное обслуживание Марьиной Рощи, а также Тверского и Мещанского районов признали даже представители городского департамента транспорта и связи. И что же?
Оказывается: жители "сами этого хотели". По словам Морозова, им показали протокол встречи в управе с некими членами инициативной группы жителей (десяток подписей), которые одобряют создание пешеходной зоны и снятие трамвая. Что называется, приплыли... Хотя старшие по подъездам уверяли: подписи липовые.
Трамвай пешеходу не помеха
Общественное движение "Москвичи за трамвай" появилось в 1996 году. Активисты - в основном люди молодые, среди них - выпускники МГУ, МИФИ, Физтеха. Отстаивают научный подход к развитию транспортных систем, опираясь исключительно на мировую практику. Спрашиваю: почему горожане любят трамвай, а власти - нет?
- Собственно, трамвай как устаревший вид транспорта (так считали) искореняли во многих странах мира. В США, например, этот процесс шел в интересах производителей автомобилей. Те покупали целиком трамвайные предприятия, а потом закрывали, чтобы люди приобретали машины. В Германии на это не пошли, потому что умеют считать деньги. Сейчас трамвай возрождается или заново строится в 400 с лишним крупных городах мира. В Париже просто мода на него - тут хотят трамваем связать все пять вокзалов. Он экологически чистый, из наземного транспорта наиболее скоростной - современный состав развивает скорость до 100 километров в час. Построить трамвайную линию в 10 раз дешевле, чем ветку метро. При этом человеку не надо спускаться в подземку - тратить время на переходы. Сел и поехал - удобно.
А власти не жалуют трамвай главным образом по одной причине - он занимает на дороге место, на которое претендуют машины. Считают, что за счет снятия рельсов можно устранить пробки. Но практика показывает обратное.
Рельсы убирают - тут же на замену трамваю приходят автобусы, маршрутки, автомобили. Между тем по одной полосе трамвай провезет в 10 раз больше пассажиров, чем автомобили, а автобус - только в 3-4 раза больше. Рельсовый транспорт - самый эффективный. Но организация движения должна быть другой.Трамвайные пути с открытыми шпалами или газоном уже сегодня необходимы на Ленинском проспекте, Ярославском шоссе, Севастопольском проспекте и других магистралях, где в ближайшие 20-30 лет не ожидается появления метро.
Общественники выступают за конструктивную позицию в споре с властью. Хотите пешеходную зону на Новосущевском переулке - хорошо. Но почему не оставить трамвай, который ходит даже по паркам? Зона может быть и трамвайно-пешеходной - такие созданы почти во всех городах мира.
Что касается Лесной улицы, где остались рельсы, тут тоже реально вновь запустить трамвай даже без восстановления разворотного кольца, погребенного под офисами. Сейчас есть такие вагоны - "тяни-толкай". Надо только построить стрелку.
Услышат ли чиновники эти доводы - станет понятно в Марьиной Роще.
Кстати
На заседании столичного правительства, где обсуждалась концепция городской программы развития наземного пассажирского транспорта на 2011- 2013 годы, мэр Юрий Лужков возмущался, что выбросы в атмосферу от транспорта почти не сократились. "Как бы они сократили вредные выбросы, если развивали в основном автобусный транспорт? - заявил мэр. - А надо увеличивать чистый, электрический транспорт - трамваи, троллейбусы, они более дисциплинированы при эксплуатации".
Как исчезал трамвай с улиц Москвы?
"Горячая линия" департамента транспорта и связи Москвы (обращения по поводу работы автобусов, троллейбусов, трамваев): тел. (495) 957-05-47; "горячая линия" "Мосгортранса": (495) 953-00-61.