Правительство намерено завершить программы по утилизации старых авто
50 тысяч рублей за ржавую десятилетнюю легковушку будут давать не бесконечно. Программы по утилизации старых авто не будут переводиться на постоянную основу и вскоре завершатся. Об этом заявил вчера директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга Алексей Рахманов.
Однако в ближайшее время будет разработана концепция постоянной утилизации автохлама. До конца года минпромторг должен подготовить пакет предложений по обновлению автопарка россиян. "Мы будем выходить из программы стимулирования, - рассказал Алексей Рахманов, - даже несмотря на очевидные плюсы для бюджета". Новой целью министерства должна стать стратегия по обновлению парка на 6-8 процентов ежегодно. К концу года планируется также решить, кто должен платить за утилизацию - импортер, производитель или сам потребитель. "Но к вопросу утилизации нужно подходить осторожно, чтобы не навредить бизнесу", - считает чиновник. Так, в Германии после прошлогодней госпрограммы рынок автомобилей вырос на 15 процентов, а в этом году он стремительно падает. Так что министерство предпочитает не спешить. И пока надеется на десятипроцентный рост продаж новых авто. "Если вторая часть программы утилизации сыграет, станет такой же успешной, как и первая, то рынок может вырасти еще на 5 процентов", - сказал Рахманов.
Условия получения 50 тысяч рублей за десятилетний автомобиль на новом этапе меняться не будут. И хотя постановление правительства о ее начале пока не подписано, председатель правительства Владимир Путин уже пообещал продолжить финансирование программы и выделить еще 10 миллиардов рублей. И чтобы избежать очередей, решено собирать заявки уже сейчас. С этой же целью ввели регистрацию предварительных договоров. Всего, по планам минпромторга, в этом году будет продано 230 тысяч машин, а оставшиеся 170 тысяч перейдут на 2011 год.
По итогам первого этапа выданы сертификаты на покупку новых машин по всем 200 тысячам заявок. К концу недели в министерстве надеются получить окончательную цифру по "обеспеченным желанием" договорам. И, как считает Рахманов, отказов от автомобилей не будет.
За время работы программы в ведомство поступило больше 700 жалоб. Самые популярный вопрос: "Где моя машина?" Потребители не хотят ждать своего автомобиля по полгода. Поэтому чиновники обещали сократить процесс встречи с новым авто до двух-трех месяцев. "Второй часто задаваемый вопрос - куда идти за сертификатом, что делать и что вообще происходит", - рассказал Алексей Рахманов. Третий блок - жалобы на дилеров, которые навязывают комплектацию по высокой цене. Эти проблемы в министерстве также планируют решить. И обещали делать некоторые исключения для пенсионеров и инвалидов. Например, если машине еще нет десяти лет.
Кстати, идея распространить программу утилизации и на грузовые автомобили в минпромторге энтузиазма не вызывает, хотя минэкономразвития рассматривает возможность выделить на эти цели два-три миллиарда рублей. "Утилизационная премия" по грузовикам может составить от 60 до 350 тысяч рублей в зависимости от типа транспортного средства. Алексей Рахманов считает, что это достаточно сложная задача, хотя минпромторг по поручению правительства уже создал рабочую группу по этому вопросу, чтобы определиться с параметрами "грузовой" утилизации. В нее вошли представители производителей грузовых автомобилей. "Все еще непонятно, на кого будет распространяться программа, - говорит чиновник, - на частных владельцев, муниципалитеты или транспортные предприятия". Пока не ясно, допустят ли до программы юридических лиц, например маршруточные компании, которые нуждаются в обмене парка.
От идеи обмена старых грузовиков на новые со скидкой власти не отказываются. Уже на следующей неделе минпромторг должен определиться, стоит ли включать в программу утилизации грузовики, и доложить об этом в правительстве.