Мария Городова: Энергия пола способна разрушить даже здоровую личность

Энергия пола, отсеченная от высшей цели, создает напряжение, способное разрушить даже молодую, здоровую личность.

Несмотря на то, что я планировала цикл "Жестокий роман" ("Российская газета - Неделя" N 135, 137) как разговор с девочками-подростками о любви и сексе, читать сегодняшнюю статью девочкам я категорически не советую. Во-первых, потому что речь в ней пойдет о теме недетской - о тайне пола. А во-вторых, просто потому, что писать упрощенно, на языке, к которому привыкли современные девочки, все равно не получится: слишком уж сложная это проблема - человек и его пол. На этот поворот нашей беседы меня подвигло следующее письмо.

"Мария! Возмутило ханжество вашей статьи. В стране произошла сексуальная революция, и этому надо только радоваться. Прошло время зажатых и закомплексованных училок и ткачих, у которых на все один ответ: "Не хочу, болит голова". Замечательно, что современные девушки знают, чего хотят, они раскрепощены, не боятся экспериментировать. Идти против сексуальной свободы с Библией наперевес глупо".

Виталий.

Здравствуйте, Виталий! Упрощать проблему пола до проблемы сексуальной свободы нельзя. Вот что писал о любви и поле Бердяев: "... каждый тайно мучился этой проблемой, бился над ее решением для себя, страдал этой мукой полового томления, мечтал о любви. Каждый знает ту признанную истину, что все почти трагедии в жизни связаны с полом и любовью". Что же это за трагедии?

Заговор молчания?

Вряд ли философ имел в виду "закомплексованность и неумение получить удовольствие". "С полом и любовью, - пишет Бердяев, - связана тайна разрыва в мире и тайна всякого соединения; с полом и любовью связана также тайна индивидуальности и бессмертия. Это мучительнейший вопрос для каждого существа, он также ... важен, как и вопрос о поддержании жизни и смерти. Это проклятый... вопрос, и каждый пытается в уединении, тщательно скрываясь, таясь и стыдясь, точно позора, преодолеть трагедию пола и любви, победить половое разъединение мира, эту основу всякого разъединения".

Обратите внимание, Виталий, философ не пишет "каждый пытается совершить естественные физиологические отправления", нет, ни больше ни меньше, а именно: "каждый пытается преодолеть половое разъединение мира, основу всякого разъединения!" И дальше: "Последний из людей пытается любить, хотя бы по-звериному. И поразителен заговор молчания об этом вопросе... Отвратительная ложь культуры: о самом важном, глубоко нас затрагивающем, приказано молчать, обо всем слишком интимном не принято говорить; раскрыть свою душу, обнаружить в ней то, чем живет она, считается неприличным..."

Казалось бы, с момента написания этих слов прошло столетие, назвать то, что сегодня происходит в отношении полового вопроса стыдливым умолчанием, вряд ли у кого-то повернется язык. Тем не менее при общей доступности любой информации, касающейся технической стороны получения удовольствия, при обилии литературы - часто шарлатанской, - рассказывающей, как соблазнить, при том что сексуальное влечение человека нещадно эксплуатируется обществом потребления: начиная с продавцов эскимо и заканчивая модой и искусством, - несмотря на все это, о тайне пола и законах его жизни по-прежнему никто не говорит.

И о том, каких демонов человек опрометчиво впускает в себя, нарушая эти законы, никто, кроме Церкви, не предупреждает: "Не прелюбодействуй", "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем", "всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела".

Разрушение или созидание?

Итак, что же такое пол? Опасная сила, дремлющая в человеке, на которую необходимо набрасывать узду религиозных и нравственных запретов? Или уникальный дар, позволяющий испытывать многозвучную симфонию чувственности тела - своего и чужого? Низины похоти? Или высоты любви?

Что несет человеку мощь пола? Разрушение? Теолог и ученый Ориген, не выдержав напряжения пола, оскопил себя. Психолог и философ, автор работ по теории пола, Отто Вейнингер, "буквально раздавленный преследовавшей его напряженностью" (архимандрит Киприан Керн), покончил жизнь самоубийством. А сколько безвестных несчастных сошло с ума, впав в эротическое помешательство, неведомо даже смотрителям психушек.

А может, половая энергия - сила гения, сила созидания? Пушкин, Тургенев, Толстой, Бетховен, Шопен, Рафаэль, Тютчев, Бунин, наконец, Наполеон... И не только. Микеланджело, Леонардо, Чайковский... "Лица с большими дарованиями в какой бы то ни было области духовной жизни, будь то литература, музыка, художество или политика, социальная жизнь и даже религия, были в подавляющем большинстве случаев и очень сильно одаренными и в отношении пола, - замечает архимандрит Киприан Керн. - Их творческие порывы всегда были сопряжены с проявлениями половой энергии".

И подытоживает: " ...пол может легко переходить в грубую страсть плоти и тем исказить то положительное, что заложено в самом поле. Истребить половую страсть нельзя; кастрация не есть решение вопроса, так как пол дан человеку не какою-то темною силою, не злым началом в мире, а Самим Творцом, и дан для чего-то". Итак, пол не исчерпывается ни половой жизнью, ни половым влечением. Но что же он есть тогда, каковы его свойства и где обитает это таинственное, могучее, разрушительное и созидающее нечто?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к знаменитому труду философа и религиозного мыслителя проф. Б.П. Вышеславцева "Этика преображенного эроса". "...во внутреннем мире человека во всей его неисчерпаемой глубине... существует таинственная и сокровенная сфера, не озаряемая его собственным сознанием". Только Бог проникает в эти глубины, это и есть то, что теперь называют "подсознанием с его чувственно-пожелательной, эротической природой", Библия называет это "сердца и утробы".

Далее проф. Вышеславцев вводит в научный оборот термин, который использовали для обозначения горячей любви и Платон, и богословы, и религиозные мистики, - эрос. Эрос - это не вульгарный божок чувственности, плотской любви. Эрос объемлет и энергию полового влечения, эротического желания, и такую мощную и требовательную пружину души, как жажда власти, и стремление распространить свое "Я" повсюду. Эрос "означает существенную и несводимую функцию души, функцию стремления, уходящую в бесконечность и многообразную по содержанию, но всегда направленную на возрастание бытия, на его "валоризацию".

Эрос - это влюбленность в жизнь, аффект бытия, жажда полноты жизни. А значит, обобщает профессор: "В конце концов эрос есть жажда воплощения, преображения и воскресения, богочеловеческая жажда, ...жажда обожения и вера, что "красота спасет мир" ... А "рождение в красоте" есть, конечно, воплощение и преображение". Вектор эроса, отмечает проф. Вышеславцев, "ведет вверх, к возвышению, "sublime" (высоко, возвышенно - лат.)".

От хаоса - к высшему

Исследуя эрос как силу, рождающуюся в тайниках пола, проф. Вышеславцев отмечает роль воображения. "Эротические чары привлекающего образа, - пишет философ - основаны на том, что он сразу формирует хаос подсознательных влечений". И если это формирование имеет вертикальную составляющую - это одно дело. "Все творчество, вся культура и вся религия есть "сублимация", берущая направление на то, что открывается как высшая ценность... Космос любви возникает из хаоса темных эротических порывов". Так рождаются и шедевры искусства, и самые смелые порывы человеческой мысли, преображающие окружающий мир, и, наконец, любовь двоих.

Но если бурление подсознательных влечений, хаос фантазий не организовывается вертикальным вектором стремления к высшему, если все дремлющие позывы плоти не подчинены порыву духа, не преображаются им, а, напротив, бурлят сами по себе, подпитываясь все новыми и новыми соблазнами, - взрыв неминуем. Кинетическая энергия пола, его устремленность к движению, отсеченная от высшей цели, - неважно, обожению ли, творчеству, любви, создает такое напряжение, которое способно разрушить самую молодую и внешне здоровую личность. Как итог - безумие, преждевременное истощение, казалось бы, неистощимого полового влечения, ощущение бессмысленности и исчерпанности жизни. Неожиданные плоды столь желанной свободы.

Продолжение следует.

Уважаемые читатели! Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой. Адрес: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993, Редакция "Российской газеты".

Электронная почта Марии Городовой: pisma-maria@mail.ru