На Урале заработала электронная система для контроля за бюджетными расходами

Впервые в России внедряется система сбора и обработки экономической и финансовой информации, которая призвана обеспечить оперативный контроль за исполнением бюджетов и эффективностью расходования средств в регионах.

Работа над ней началась полгода назад - за это время был собран банк данных за период с 2007 года, что позволило отследить динамику основных показателей по округу. В данный момент доступ к аналитическим отчетам, формируемым на портале финансового паспорта, имеют только органы управления, однако в будущем планируется открыть часть данных для граждан и коммерческих организаций. В первую очередь это будет информация по безработице, инвестиционной привлекательности и исполнению бюджетов регионов, что должно повысить прозрачность бюджетных систем.

Как отметил заместитель полномочного представителя президента в УрФО Александр Белецкий, основные задачи по внедрению системы выполнены, особую активность в плане ее наполнения и высказывания предложений по совершенствованию проявили Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ.

В рамках финансового паспорта был внедрен мониторинг эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов. Лидером в данный момент является Тюменская область - обладатель 15 первых мест по широкому диапазону направлений, а наихудшие результаты система показала в Курганской области - 11 последних мест. Особо Александр Белецкий отметил Свердловскую область - за то, что регион самоустранился от участия в разработке предложений по улучшению системы, и за то, что оказался на предпоследнем месте по РФ по темпу падения капитальных вложений местных бюджетов (как правило, это средства на приобретение, строительство и капитальный ремонт зданий). За январь-апрель 2010 года этот показатель снизился с 15,4 до 4,2 процента бюджета при его существующем профиците (само падение составило около 70 процентов). Пока система отрабатывается на региональных органах управления, однако ее планируется дополнить отчетностью муниципальных образований - там, где будут выявлены диспропорции, усилят меры реагирования.

В данный момент финпаспорт позволяет отслеживать ситуацию по рынку труда, эффективности работы органов исполнительной власти, исполнению бюджетов и требований Бюджетного кодекса, объему государственного и муниципального долга, а также оценивать инвестиционную привлекательности регионов, динамику процентных ставок по кредитам и депозитам, эффективность расходования средств в сфере ЖКХ и ряд других показателей. Планируется, что непосредственная польза системы для органов исполнительной власти будет заключаться в автоматизации отчетности в федеральные структуры.

Предложения по совершенствованию системы все еще продолжают поступать. В частности, заместитель министра экономики Свердловской области Анатолий Оглоблин отметил, что многие показатели, необходимые для финпаспорта, могут предоставляться непосредственно органами статистики, минуя органы исполнительной власти, а сейчас существуют определенные сложности с оплатой работы органов статистики из-за ограниченности бюджета. Заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Василий Степанов предложил вынести на обсуждение вопрос предоставления первичной информации - главным образом это актуально для сферы ЖКХ, где, кроме среднего тарифа по региону, можно было бы получать данные по муниципалитетам, а в пределах последнего - в разрезе теплоснабжающих организаций и управляющих компаний.

Как отметила Мария Баркова, руководитель направления планирования и анализа компании - разработчика проекта, в ближайшее время система будет развиваться по направлению мониторинга введения бюджетирования, ориентированного на результат, анализа эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ, а также реализации закона № 83-ФЗ по реструктуризации и оптимизации сети подведомственных бюджетных учреждений.

Комментарии

Елена Мурзина, министр экономического развития Челябинской области:

- Работа по созданию финансового паспорта в нашей области идет по разработанному регламенту, за предоставление показателей отвечает министерство экономического развития, определены должностные лица, отвечающие за мониторинги. Материалы за май этого года мы отправили разработчику уже 1 июня, то есть начали работать по календарным срокам. Однако у нас есть ряд предложений по усовершенствованию системы. Во-первых, мы порой наблюдаем дублирование одних и тех же показателей в разных мониторингах. Во-вторых, существуют такие показатели, как тарифы, которые меняются не чаще одного раза в год, и их следовало бы убрать из постоянного мониторинга. Помимо этого, при оценке эффективности работы в регионе не всегда целесообразно ссылаться только на динамические показатели. Мы в течение десяти лет проводим конкурс среди муниципальных образований, и оценка по динамике не всегда получается объективной - к примеру, если предыдущий год был "провальный", то с низкой базы обычно идет большой рост. Поэтому иногда нужно сочетать данные показатели с абсолютными.

Александр Ким, первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

- За последние два месяца мы провели более десятка совещаний, где создание системы мониторинга было одним из ключевых вопросов. На сегодняшний день у нас разработано комплексное техническое задание по автоматизации, мы понимаем, что систему нужно развивать не только на уровне органов исполнительной власти субъектов Федерации, но и на уровне поселений. В нашем округе ситуация такова, что более или менее качественные паспорта имеют все районы и крупные города - 22 муниципальных образования из 165, у остальных нет четкого социально-экономического расклада.