В минфине готовы прогнозные расчеты, основывающиеся на том, что с 2015 года возраст выхода на пенсию и у мужчин, и у женщин может быть увеличен до 62,5 года - поэтапно, по полгода за каждый год. С такой новости начался вчера экспертный совет по пенсионной реформе, проходивший на площадке Российского информагентства Новости.
Если эта утечка соответствует действительности, то нам всем грозит увеличение пенсионного возраста, и этот переход для мужчин займет 5 лет, а для дам - 15, подсчитала экономист Ирина Ясина. Сегодня все, кто мало-мальски интересуется этой темой, знают: мы на пороге очередных кардинальных перемен.
Главный "камень преткновения", о котором говорят абсолютно все, - будет ли увеличен в России возраст выхода на пенсию. "Тяжелая артиллерия" в лице министра финансов Алексея Кудрина и поддержавшего его помощника президента Аркадия Дворковича выдала информационный залп, суть которого: повышение возраста неизбежно, в противном случае нас ждет финансовый коллапс. Прямо противоположного мнения - повышение возраста не панацея, нужно искать другие пути - придерживаются в минздравсоцразвития (главный идеолог - замминистра Юрий Воронин) и в Пенсионном фонде России, глава которого Антон Дроздов, к слову, выходец из того же минфина.
Президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев отдал должное последним действиям правительства: в последние годы в пенсионную систему закачали огромные деньги.
В результате пенсии удалось подтянуть до признанной на международном уровне необходимой "планки" в 40 процентов от средней зарплаты. В 2010 году благодаря валоризации и остальным индексациям увеличение средней пенсии составит рекордные 45 процентов.
Все это было бы просто здорово (хотя огромное количество пенсионеров по-прежнему не удовлетворено размером своих доходов), если бы не огромный дефицит Пенсионного фонда и необходимость компенсировать "дыру" из федерального бюджета.
"Сейчас на пенсионные выплаты уходит порядка 10 процентов ВВП, это огромный уровень расходов, усиливающий бюджетную напряженность, - констатировал Дмитриев. - Если учесть, что в ближайшие годы количество пенсионеров будет расти, а количество работающих - такова демография - уменьшаться и к тому же все больше средств будет "уходить" из распределительной системы в накопительную, становится ясно - нам не удастся удержать достигнутые показатели соотношения уровня пенсий и зарплат. Уже в ближайшие годы ситуация вновь ухудшится".
Коллегу полностью поддержал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. По его словам, из всего объема средств на выплату пенсий на долю ПФ приходится только 37 процентов, остальные 63 возмещает федеральный бюджет.
Какие же меры кроме повышения пенсионного возраста могут быть предложены? Конкретные предложения по повышению устойчивости пенсионной системы, по словам Дмитриева, могут быть озвучены уже на следующей неделе. Во всяком случае, межведомственные рабочие группы проводят "мозговой штурм" уже в течение двух месяцев и близки к тому, чтобы обнародовать результат.
Эти предложения могут, в частности, касаться реформирования досрочных (льготных) пенсий - тема не двигается уже более десяти лет. С тех самых пор, когда вредное производство (как и всякое другое) стало частным, но бремя дополнительных пенсий для работников, входящих во "вредные" списки, по-прежнему несет государство, а не бизнес. Между тем, по данным минздравсоцразвития, расходы Пенсионного фонда на "досрочников" составляют порядка 900 млрд рублей ежегодно - вот вам и "скрытый" финансовый резерв.
Еще одна тема - решение о прекращении пенсионных выплат людям пенсионного возраста, продолжающим работать (и получать зарплату). Тема, прямо скажем, не менее скользкая, чем пенсионный возраст. Ведь те 30 с лишним процентов пенсионеров, которые продолжают трудиться, - это не только, к примеру, ученые, артисты и большие начальники, которые просто не хотят уходить на "заслуженный отдых". Большинство продолжают работать по простой причине - пенсии на жизнь не хватает. "Так что если эту меру и использовать, - отметила Оксана Синявская из Независимого института соцполитики, - то крайне осторожно. Возможно, ограничения следует сделать только для работников с высокими зарплатами, для которых величина пенсии в доходах не столь существенна".
Может также встать вопрос и о введении дополнительных взносов с самого работника. Тем более что первый шаг в этом направлении сделан - система софинансирования пенсий основана именно на добровольных и дополнительных платежах работающих в Пенсионный фонд. Главная идея - приучить народ к тому, что он сам (а не президент с правительством) главный кузнец своего пенсионного счастья.
Впрочем, сколько можно сэкономить благодаря той или иной мере, еще предстоит подсчитать. Может, "в загашнике" у экспертов еще какие-нибудь ходы. Но вчера специалисты были единодушны: рано или поздно возраст менять придется. И, по мнению наиболее радикально выступившего Евгения Ясина, научного руководителя ГУ - ВШЭ, разговор об этом откладывать нельзя, ибо повышение возраста одномоментно не проведешь, на это нужно не менее 5-10 лет. В то же время нарастание дефицита бюджета - это "бомба замедленного действия". Когда "рванет" - будет уже поздно.
Депутаты, профсоюзы активно протестуют, в качестве главного критерия выдвигая низкую продолжительность жизни. А вот минздравсоцразвития позицию свою отстаивает активно, с цифрами в руках. Здесь совместно с ПФ подсчитали, что в случае увеличения пенсионного возраста до 62 лет с 2015 года положительные финансовые результаты будут видны всего в течение пяти лет, до 2020 года. Потом "отложенные" пенсионеры все же выйдут на пенсию, и им придется платить уже заметно больше - и весь экономический эффект сойдет на нет. Уже в 2020 году дефицит пенсионной системы вновь начнет расти, причем даже быстрее, чем без изменения возраста.
Впрочем, по словам Евсея Гурвича, если бы повышение возраста не давало возможности экономить бюджеты, вряд ли бы практически все ведущие страны прибегали к этой непопулярной мере.