Старинный город Прованса вновь на целый месяц станет негласной театральной столицей мира, центром европейской театральной жизни.
Вот уже семь лет фестивалем руководит дуэт Ортанс Аршамбо и Венсан Бодрие. Все эти годы энергичный тандем ищет возможность по-новому развернуть театральный контекст, предлагая сформировать программу самым разным по стилю режиссерам, хореографам, актерам.
Нынешнюю концепцию форума доверили швейцарцу Кристофу Марталеру и французскому писателю Оливье Кадьо.
Впервые, с тех пор как Жан Вилар в 1947 году придумал фестиваль и стал показывать спектакли под открытым небом - в Почетном дворе Папского дворца, это место стало объектом специального исследования. Название спектакля Марталера "Папперлапапп" отсылает одновременно к Папскому дворцу и к старому немецкому словечку, обозначающему пустую болтовню. На пресс-конференции, предваряющей фестиваль, Венсан Бодрие сказал:
"Кристоф Марталер и его сценическая единомышленница Анна Фиброк любят работать, отталкиваясь в постановке от конкретных исторических мест. В этот раз, когда мы ему предложили работать над спектаклем для почетного двора Папского дворца, Марталер сказал, что это должен быть спектакль специально для сцены Папского дворца. "Папперлапапп" посвящен религиозно-политическому конфликту между папой Бонифацием VIII и королем Франции Филиппом Красивым, который закончился поражением папы. Именно тогда папский двор переехал из Рима в Авиньон, где находился почти 70 лет.
Архитектура Папского дворца, построенного в XIV веке, стала импульсом для знаменитого французского режиссера Жана-Батиста Састра, который покажет там спектакль о трагической судьбе короля Ричарда II, правившего в конце того же XIV века. Впервые представленная на Авиньонском фестивале в 1947 году, эта шекспировская трагедия будет показана в новом переводе.
Марталер представит в Авиньоне также свой спектакль, уже показанный в Вене. "Защита от будущего" была задумана в 2005 году, после посещения режиссером больницы Отто Вагнера в Вене. Во время Второй мировой войны в ней находился центр уничтожения детей и взрослых с психическими заболеваниями. Спектакль "Защити себя от будущего" посвящен теме эвтаназии, которую практиковали нацисты по отношению к "неполноценным" людям.
Еще один арт-директор фестиваля - знаменитый французский писатель и поэт Оливье Кадьо. Вот уже более двадцати лет его романы и книги адаптируют для театра.
До совместного проекта в Авиньоне швейцарец Марталер и француз Кадьо знакомы не были. Объединяет этих двух "вдохновителей" театральной программы любовь к музыке. Не случайно в этом году традиционный во Франции бал 14 июля будет в буквальном смысле включен в официальную программу фестиваля. Центральной фигурой бала станет "культовая фигура современной французской сцены" - музыкант, поэт, философ, единомышленник Кадьо - австрийский музыкант Рудольф Бергер.
Впервые со времен Вилара 14 июля Папский дворец и весь Авиньон превратятся в огромную бальную площадку для всех. "Мы хотим заставить танцевать весь Авиньон 14 июля", - сказал Бодрие.