Президент России Дмитрий Медведев поручил правительству разработать прогноз долгосрочного развития Дальнего Востока с учетом потенциала наших восточных районов и тех интеграционных процессов, которые идут в АТР. Это действительно крайне актуально. При всем многообразии происходящего в этом регионе хотел бы выделить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты.
Многослойная экономическая интеграция. Есть десятка стран АСЕАН, есть механизм АСЕАН+3, есть Восточноазиатский саммит, есть АТЭС, есть соглашения о свободной торговле (их уже около 50) и др. Россия пока участвует только в АТЭС, хотя в апреле получено приглашение участвовать в Восточноазиатском саммите.
Растущая экономическая взаимозависимость на основе обоюдной выгоды. Эта взаимозависимость экономик проявляется не только и не столько в растущем объеме внутрирегиональной торговли стран АТЭС, но в формировании густой сети кооперационных связей. Один пример: тысячи японских компаний имеют производства в странах Азии и 40 процентов своей прибыли получают от этих производств. Конечная продукция практически не производится на одном месте, а представляет собой результат кооперации многих производств, расположенных в разных странах региона.
А мы привычно говорим об АТР как экономическом центре XXI века. Мол, это более половины мирового производства, почти половина мировой торговли и т.п. В реальной жизни ничего не меняется: основные торговые партнеры России - ЕС, на долю которого приходится более половины нашего торгового оборота, и СНГ, а на самый крупный, динамичный и перспективный регион - всего 20%. Конечно, для Тихоокеанской России эта доля гораздо больше. Но мы практически не участвуем в региональной производственной кооперации. Наше взаимодействие сводится к формуле "купил-продал".
Переход к политике энерго сбережения и "низкоуглеродного" роста. Когда в странах региона говорят о стабильности энергетического рынка, Россия воспринимает это как готовность подключиться к нашим трубам. Это не совсем так: диверсификация энергопоставок для стран Восточной Азии важна, но еще более важным становится рациональное энергопотребление, уменьшение воздействия на окружающую среду, поиск альтернативных источников энергии.
Все большая открытость торговли и инвестиций. Как известно, ближайшие цели АТЭС - свобода торговли и инвестиций, сначала со стороны развитых экономик, а к 2020 году и для развивающихся. Наиболее готовые к экономической открытости страны предлагают и более ранние варианты, в том числе необязательно в рамках АТЭС (примеры - Восточноазиатское экономическое сообщество, Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли). Россия пока даже не упоминает возможную дату возможной готовности ввести режим свободной торговли и инвестиций. Более того, в условиях кризиса введено гораздо больше протекционистских мер, чем другими экономиками АТЭС.
Мы очень плохо работаем в многочисленных комитетах, комиссиях и рабочих группах АТЭС. Видимо, экономим. Иной раз на министерских совещаниях российскую сторону представляет сотрудник посольства РФ. Мы так же вяло, чтобы не сказать "никак", участвуем в других общерегиональных механизмах.
Мы до сих пор не присоединились к Азиатскому банку развития (АБР). В конце прошлого века у нас не хватало денег для соответствующего взноса. Чего не хватает сейчас?
Нас с трудом воспринимают как азиатскую страну, сколько бы мы ни декларировали себе и миру свое уникальное положение как европейской и азиатской державы, как евроазиатского моста. Речь идет не только об обыденном восприятии России в Азии, но и об оценках регионального экспертного сообщества и деловых кругов. Это очень тревожный знак.