Сегодня "Российская газета" публикует постановление Главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко - об изменениях и дополнениях к санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
Документ носит отнюдь не ведомственный характер, потому как касается практически каждого из нас.
Все мы время от времени становимся поездными пассажирами. Одни едут за тридевять земель от родного дома, другие в пригородной электричке отправляются на свои шесть соток. Удобно ли нам в пути? Если честно, то далеко не всегда. Особенно людям пожилым, особенно тем, у кого проблемы со здоровьем.
Потому, говоря о новом постановлении, хочется как раз отметить тот отрадный факт, что оно, можно сказать, нацелено на предоставление удобств не просто всем нам, но и тем, кому далеко за пятьдесят, кто обременен всяческими болячками, но никак не желает сидеть в четырех стенах. Однако порой вынужден, потому как знает, что не в силах одолеть входные ступени в вагон, а на инвалидной коляске и вовсе вагон становится недоступен. А вот теперь...
Постановление предусматривает, что "шаг ступенек по высоте должен быть не более 279 мм. Ширина ступенек должна соотноситься с шириной наружных входных дверей в вагон. Входная дверь в вагон должна быть оборудована вспомогательными посадочными устройствами для посадки-высадки инвалидов с низких и высоких платформ. Пассажирский салон должен быть оборудован так, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в креслах-колясках к местам размещения в салоне. Для каждого инвалида в кресле-коляске должно быть предусмотрено по одному месту для сопровождающего лица..."
Цитирование можно множить. Но думается, что приведенные пункты постановления свидетельствуют о гуманной направленности документа. В нем предусмотрены всяческие "мелочи". Слово берем в кавычки именно потому, что когда речь о наших с вами удобствах, мелочей быть не должно. Что это именно так, убеждают приложения к постановлению: когда, как стирать постельное вагонное белье, каким должен быть наклон спинки относительно опорной поверхности сиденья, какие требования к самому сиденью и так далее. Короче, читайте не только само постановление, но и приложения к нему.
Конечно, если завтра вы станете пассажиром, многое из того, что предусмотрено постановлением, вы не обнаружите - оно еще не начало действовать. Но пройдет время и... Изменения на транспорте нам нужны позарез - все мы пассажиры.
Сегодня публикуется также санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций, оказывающих парикмахерские и косметические услуги. Документ разработан в соответствии с законодательством РФ и утвержден Главным государственным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко.
Так ли важно каждому владеть подобной информацией? Тем, кто данными учреждениями не пользуется, может, она и не к чему. А вот тем, кто пользуется, она очень кстати. Да, красота требует жертв. И можно часами сидеть в очереди, дожидаясь своего мастера. Но только не жертвовать ради красоты собственным здоровьем. А на его охрану как раз и нацелено данное постановление.
Постановление более чем своевременно по той простой причине, что чем дальше, тем больше в нашей стране приверженцев наведения красоты. И это факт отрадный. Однако случается, что посещение заведения, где такая красота наводится, заканчивается печально. Почему? Да потому, что некоторые парикмахерские и салоны красоты расположены в помещениях, для этих целей никак не предназначенных, что инструменты, использованное белье не отвечают элементарным гигиеническим требованиям и так далее. Вот почему в постановлении так подробно изложены эти самые требования: что и где можно разместить, как и где хранить, стерилизовать инструменты, сколько, например, рабочих мест может быть в косметических кабинетах, какая мебель в них должна стоять...
Наверняка организаторы, хозяева таких заведений, прочтя постановление, задумаются, например, над тем, позволяет ли мебель проводить обработку моющими и дезинфицирующими средствами. Или над тем, есть ли подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи, санузлы, кладовые), а также помещения или место для хранения инвентаря, мусора и остриженных волос.
Кстати, о волосах. В постановлении подчеркнуто: "остриженные волосы собирают в закрывающийся совок непосредственно у кресла и складывают в герметические емкости, а затем мешок или пакет закрывают, перевязывают, хранят в подсобном помещении и удаляют в установленном порядке". Вы недавно стриглись в парикмахерской, которая по соседству. Там эти правила соблюдены? Вы о них не знали? Это еще полбеды. Хуже, если их не знают или знают, но не соблюдают сотрудники этой парикмахерской.
Потому желательно, чтобы этот документ был внимательно прочитан не только сотрудниками данных организаций, но и каждым из нас. Более того, желателен некий стенд, на котором бы нашлось место для этого документа, чтобы был он доступен посетителям, чтобы и они знали о своих правах. И обязанностях, кстати, тоже. Например, знали, что запрещено посещать солярии лицам, не достигшим 18 лет. А зажимы, бигуди, колпаки и сетки для химической завивки волос, шапочки для мелирования надлежит мыть под проточной водой с моющими средствами после каждого клиента. А кабинеты - косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа - должны размещаться в отдельных помещениях.
Тем временем
Телевидение показало сюжет о том, как в Германии люди просто выпадают из поездов, в которых сейчас температура поднимается до 50 градусов.
В России требования по охлаждению и нагреву воздуха существуют давно, но теперь они дополнены: в поездах, в том числе в новых электричках, должны устанавливаться кондиционеры. Отечественные вагоностроители уже делают поезда пригородного следования с кондиционерами. Экспрессы между столицей и подмосковными городами уже лет пять помогают пассажирам справляться с жарой и холодом.
Что касается максимальных температур, то в поездах, которые долго стоят на станциях, термометр не должен показывать более 35 и менее 3 градусов. А при работе современной вентиляционной системы в вагоне поезда дальнего следования должна поддерживаться комфортная температура - при температуре воздуха на улице выше 30 градусов в поезде воздух должен быть меньше на 12 пунктов, но не ниже 16 градусов. Системы кондиционирования в поездах должны работать в любых условиях, даже при аварийном режиме.