Сегодня Госсобрание Башкирии на внеочередном заседании наделит Рустэма Хамитова полномочиями президента республики, а законодатели Карелии сделают то же самое для Андрея Нелидова в среду.
Сразу для двух регионов Дмитрий Медведев отобрал кандидатов в губернаторы. Любопытно, что в обоих случаях их предшественники, Сергей Катанандов, возглавлявший Карелию, и Муртаза Рахимов, руководивший Башкирией, ушли задолго до окончания срока своих полномочий: у карельского губернатора срок истекал в марте 2014, а у Рахимова - в октябре 2011. И это при том, что до конца года "единороссы", как партия, имеющая большинство во всех региональных парламентах, должна внести президенту кандидатуры по шести губернаторам, у которых естественным путем истекают сроки пребывания в должности.
"Да, решаются вопросы обеспечения стабильности, решаются именно те вопросы, откладывать которые нельзя, - считает Оксана Гончаренко из Центра политической конъюнктуры, - если бы стали менять главу региона позже, ему могло не хватить времени, чтобы войти в курс дел до выборов, федеральный центр старается решать такие вопросы заранее". Любопытно, что хотя кандидатура Нелидова среди прочих была названа почти две недели назад, одновременно с появлением списка кандидатов для замены главы Чувашии (Николаю Федорову уже вовсю обещают место работы на федеральном уровне), но кандидат на замену Федорову президентом официально не выбран.
Последние досрочные отставки губернаторов, а затем назначение врио главы региона, который почти со стопроцентной вероятностью будет выбран из трех-четырех кандидатур "Единой России", как это было в Якутии, и сейчас происходит в Чувашии, Башкирии и Карелии, заставляет предположить о появлении нового элемента в процедуре наделения полномочиями главы субъекта. Но Оксана Гончаренко с этим не согласна, она напоминает, что аналогичные консультации велись и раньше, когда губернаторы ставили вопрос о доверии лично перед президентом: "Губернаторы пытались заручиться поддержкой либо у влиятельных лиц в администрации президента, либо прощупать почву, чтобы понять, какие у них есть шансы. И в дальнейшем всегда была формальная часть - консультации, которые проводятся с первым замглавы администрации президента Владиславом Сурковым, но и неформальное обсуждение проводились". Правда, различие между губернаторами, считает Гончаренко, сохраняется: "Если речь идет о крупном стратегическом регионе, о влиятельном губернаторе, тогда консультации эти могут быть более длительными, центр может пойти на большие уступки губернаторам, так называемым "тяжеловесам", которые со времен Ельцина занимали свои посты. Такие, как Россель, Шаймиев, Рахимов, Чуб, как правило, вели политику торга с центром, пытаясь не просто подчиниться решению федерального центра, но и обеспечить свои интересы. У губернаторов, обладающих меньшим политическим весом, у них возможностей для торга было гораздо меньше изначально, как, например, у главы Карелии. Как правило, таких символических привилегий, как ордена, государственные награды, масштабные гарантии, они не получали. Ну и национальный фактор тоже надо учитывать, еще с 90-х годов, еще с тех пор, когда был парад суверенитетов, они пытались проводить политику поддержания особого статуса своего субъекта Федерации и на этом основании взаимодействовать с центром. Удавалось это не всем, республики тоже разные. Но руководство Татарии, Башкирии и Якутии весьма преуспело в этом".
Надо сказать, что оба "врио" уже вовсю трудятся на своих постах, тем более что Нелидов несколько лет подряд представлял Карелию в Совете Федерации и знает местную специфику. Бурную активность демонстрирует и Хамитов, за первые же сутки своей работы он успел повысить зар-плату воспитателям детсадов на тысячу рублей, нянечкам на 500 рублей (с 1 августа 2010 года), встретиться с представителями примерно 40 общественных, религиозных и национальных организаций и выразил готовность лично вести блог в Сети. Приободренная общественность в свою очередь надавала Хамитову советов: например, увеличить число женщин во власти.