Некоторые регионы ЦФО смогут выйти на докризисный уровень экономических показателей уже к концу 2010 года

В Министерстве регионального развития РФ уверены, что уже к концу 2010 года около 50 субъектов Федерации смогут выйти на докризисный уровень экономических показателей.

"Многое зависит от того, насколько руководство региона умеет стратегически мыслить", - прокомментировал эту мысль министр Виктор Басаргин. Основная сложность в том, что ранее принятые долгосрочные программы развития субъектов теперь нуждаются в изменениях, а краткосрочные, по всей видимости, придется полностью переписать.

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Стратегия социально-экономического развития региона до 2025 года разработана более полутора лет назад. Однако совпавший с ее обсуждением кризис заставил чиновников на время отложить долгосрочное прогнозирование. Им пришлось сосредоточиться на решении более насущных проблем - от стабилизации рынка труда до спасения горнодобывающего комплекса в условиях падения мировых цен на сырье.

В тот момент многие наблюдатели считали: оптимистичные прогнозы, заложенные создателями 250-страничного документа в докризисный период, придется подвергнуть серьезной корректировке. Но в итоге, как полагает член рабочей группы, директор Института государственного и муниципального управления Белгородского госуниверситета Александр Маматов, стратегия доказала свою реалистичность.

- В ходе ее подготовки команда разработчиков определила макроэкономические и макросоциальные ориентиры перспективного развития области в контексте стратегических целей государства в целом, - говорит он. - Среди них - рост человеческого потенциала, создание высококонкурентной институциональной среды, структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. Приграничное положение региона предполагает расширение и укрепление внешнеэкономических позиций, повышение эффективности участия в общероссийском и мировом разделении труда. И конечно, в ближайшие 10-15 лет белгородцы закрепят свои конкурентные преимущества в традиционных сферах - аграрном секторе и переработке природных ресурсов.

Согласно постановлению правительства области, увидевшему свет в январе нынешнего года, вести ежегодный мониторинг выполнения стратегии поручено департаменту экономразвития региона. Муниципальным образованиям предписано ориентироваться на документ при разработке отраслевых программ.

Как следует из документа, к 2025 году на Белгородчине будут функционировать три кластера в агропромышленном комплексе, а также горно-металлургический, строительный, транспортно-логистический, туристско-рекреационный. И если в сельском хозяйстве, строительстве и добыче железной руды регион уже сегодня стабильно в лидерах, то в сфере логистики и туризма делает лишь первые шаги.

- Эти кластеры предстоит развивать малому бизнесу, который традиционно подвергается прессингу различных бюрократических структур, - пояснили "РГ" в администрации Белгородской области. - Крупные агрохолдинги и горно-обогатительные комбинаты способны лоббировать свои интересы, а у человека, который хочет открыть семейную гостиницу или небольшую компанию по грузоперевозкам, такой возможности нет. Между тем, согласно стратегии, доля занятых в малом бизнесе к 2020 году должна составить 37 процентов (сейчас немногим более 20).


По прогнозам разработчиков, к 2020 году валовой региональный продукт вырастет к уровню "отчетного" 2007-го в 2,3 раза и составит почти 800 тысяч рублей на душу населения. Объем продукции сельского хозяйства увеличится в 1,8 раза, промышленного производства - в 2,2, туристских и санаторно-оздоровительных услуг - почти в пять.

Эффективность посткризисного развития зависит от того, насколько руководители регионов умеют стратегически мыслить

Представители экспертного сообщества считают реальным достижение запланированных показателей в нынешних условиях. При этом они высказывают сомнения в конкурентоспособности белгородских товаров и услуг в случае развития евроинтеграционных процессов. Конечно, либерализация таможенных пошлин со вступлением в ВТО сулит дополнительные преференции ориентированным на экспорт ГОКам. Однако местным аграриям будет нелегко противостоять наплыву дешевого украинского сыра и американской курятины, прогнозируют аналитики.

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Стратегия социально-экономического развития области до 2020 года была утверждена в 2007 году. Несмотря на успешные презентации этого документа сначала в министерстве регионального развития, а потом и на заседании правительства РФ, тогдашние власти Смоленщины не скрывали своего скептического отношения к стратегии. Дескать, как можно что-то планировать на 15 лет вперед, ведь жизнь полна неожиданностей.

- Стратегия доказала свою полезность и стала действенным инструментом экономического развития, - констатирует сейчас вице-губернатор Александр Долгов. - Жизнь, действительно, быстро меняется, но в самой стратегии записано, что ее необходимо обновлять раз в 4-5 лет. Такой момент настал. Причем не только из-за экономического кризиса, но и в связи с появлением новых федеральных программ и проектов, реализация которых неминуемо отразится на жизни Смоленской области. Осталось только решить: нужно ли переписывать стратегию или можно ограничиться изменениями и дополнениями.

В основе документа, которым в настоящее время руководствуется департамент экономразвития, лежат показатели социально-экономического роста региона в 2000-2005 годах, и эти данные, конечно, стоит актуализировать. По мнению специалистов, в стратегию необходимо добавить раздел, посвященный пространственному развитию области с указанием специализации муниципальных образований. Нужно дополнить сведения о территориальном развитии описанием развития инфраструктуры, связанного с программами газификации, содействия жилищному и дорожному строительству, внедрению энергосберегающих технологий и так далее.

Есть главы, которые впору полностью править: например, мощный логистический центр ранее планировалось строить в Вязьме, а теперь ясно, что он разместится в областном центре. Или раздел, посвященный демографии. Авторы действующей стратегии подошли к делу достаточно жестко, обозначив в качестве главного направления в этой сфере снижение смертности. В обоснование они поясняли, что повышение рождаемости даст результаты в далекой перспективе, а борьба за жизнь трудоспособных людей оправданна. Этот подход администрация хотела бы смягчить.

То есть кардинальных изменений стратегия не требует - основные направления социально-экономического развития за минувшие три года не изменились, но уточнить нужно многое.

- Организация, которая займется уточнением стратегии, будет выбрана на конкурсной основе, и вполне возможно, что этим займутся авторы действующего документа. По крайней мере они готовы продолжать сотрудничество с нами, - сообщил Александр Долгов.

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

В этом году завершается действие Программы социально-экономического развития региона. Нового аналогичного документа, как сообщили корреспонденту "РГ" в департаменте экономического развития и внешних связей, пока нет. Вернее, де-факто руководство к действию имеется, но пока оно не оформлено юридически.

Тем не менее основные направления развития на ближайшую перспективу были изложены в речи губернатора Вячеслава Дудки на церемонии вступления в должность весной этого года. Это его выступление в тульской администрации называют стратегическим и заверяют: оно ляжет в основу реального документа социально-экономического развития области на 2011-2015 годы.

 Так сложилось, что максимальный рост экономики региона в период действия названной выше программы пришелся на первый кризисный год. В 2008-м Тульская область по темпам роста поступлений в бюджеты всех уровней занимала первые строчки как в ЦФО, так и по России. Одним из наглядных показателей успеха можно также назвать подписание в течение трех предкризисных лет 116 соглашений между администрацией региона и инвесторами. Речь в них шла о реализации до 2018 года 130 проектов на общую сумму более 529 миллиардов рублей. Из них, как сообщил на недавнем губсовете директор облдепартамента экономического развития и внешних связей Дмитрий Тихонов, освоено 76,6 миллиарда, полностью реализовано 22 проекта.

Правда, несмотря на впечатляющую цифру привлеченных инвестиций, их качество оставляет желать лучшего: в основном создаются производства, не требующие высококвалифицированной рабочей силы. Для Тульской области с ее традиционно высоким кадровым потенциалом и некогда развитым машиностроением отсутствие серьезных вложений именно в высокотехнологичные отрасли кажется довольно странным. Впрочем, до 2018 года время еще есть.

К тому же в программной речи говорится о создании холдинга тульских предприятий "оборонки", который "позволит оптимизировать не только производственные процессы, но и сформировать и проводить единую политику участия в государственном оборонном заказе". Правда, об этих планах власти заявляют уже несколько лет. Но если такой холдинг все же возникнет, это существенно оживит самую интеллектоемкую отрасль региона.

Помимо машиностроения, в регионе планируется и дальнейшее развитие нынешних "передовиков производства" - химии, металлургии и энергетики. Причем ставка делается на региональные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), которые могут получить федеральное софинансирование. В качестве первых успехов на этом поприще можно назвать формирующиеся кластеры в Новомосковске и Алексине. Аналогичные проекты тульские власти намерены развернуть в Щекинском, Киреевском и Ефремовском районах. Более того, в ближайших планах создание регионального центра государственно-частного партнерства, который "обеспечит системное и согласованное действие механизмов взаимодействия власти и бизнеса как на условиях паритетного участия, так и в рамках концессионных соглашений". Для обеспечения господдержки планируется создание регионального венчурного фонда, максимум средств будет привлечено из Инвестфонда РФ.

В сфере АПК чиновники намерены стимулировать появление в регионе мощных предприятий аграрной специализации. Некие их прообразы - когда в рамках одного хозяйства выстраивается цепочка, например от выращивания кормов до организации торговли, - уже появились, но "агропарками" их пока не назовешь. При этом развитие фермерства из планов чиновников выпадает, хотя сегодня именно подсобные хозяйства в значительной степени обеспечивают туляков той же плодоовощной продукцией. Несмотря на многословные выступления руководителей разного ранга на тему приближения продукции сельхозпроизводителей к потребителям, в поле зрения тульских стратегов пока не попадает и возрождение предприятий местной перерабатывающей промышленности.

Зато в сфере малого бизнеса планируется создавать предприятия "в производственно-технологических зонах, образовавшихся за счет высвобождения производственных ресурсов крупных". Эта идея витает в воздухе уже полтора десятка лет, но до сих пор она реализовывалась лишь в виде создания дочерних предприятий на базе обанкротившихся промышленных гигантов. Теперь, как поясняют в обладминистрации, это будут некие промышленные мини-кластеры, механизм создания которых пока не очень ясен.

В общем, со стратегией в Тульской области почти определились, дело за тактикой.

Тем временем

Муниципальная Дума Воронежа одобрила стратегический план социально-экономического развития областного центра до 2020 года. Разработчики документа предлагают делать ставку на торгово-логистический потенциал города, не забывая о его промышленных ресурсах. Воронежу предстоит развиваться как центру подготовки высококвалифицированных кадров и внедрения инноваций, транспортно-логистическому узлу, а также объекту туристического интереса. В качестве точек роста названы также розничная торговля и малое предпринимательство.

По предложению совета директоров промпредприятий Воронежа и филиала ФГУ "Российское энергетическое агентство" в документ включили ряд дополнительных пунктов. К основным сферам деятельности местных властей добавилось содействие модернизации и повышению конкурентоспособности крупных заводов, энергоэффективности городской экономики и формированию экономических зон инновационного развития. Таким образом, вероятно, разрешены споры вокруг проекта стратегии, не утихавшие на протяжении нескольких месяцев. Авторов упрекали в недостаточном внимании к будущему крупных и средних промышленных предприятий, на которых работает пятая часть жителей, занятых в реальном секторе экономики.

Уже в ближайшее время местным властям предстоит произвести своего рода обновление целевых и ведомственных программ, приведя их в соответствие с новыми задачами. Положения стратегии конкретизированы, в частности в проекте программы комплексного социально-экономического развития Воронежа на 2010-2014 годы. Он будет рассмотрен на публичных слушаниях в конце августа и, как ожидается, утвержден на осенней сессии гордумы. В программу включено 26 инвестиционных проектов на сумму более 22 миллиардов рублей и 106 некоммерческих мероприятий стоимостью около 20 миллиардов.