Шоссе Москва - Киев ремонтируют по новой технологии

Впервые при ремонте автомагистрали М-3 "Украина" дорожники применили новую технологию. Этот опыт будет использован и во время масштабной реконструкции трассы, которая предполагает ее расширение.

В прошлом году "РГ" подняла тему реконструкции этого международного шоссе на участке от Обнинска до Калуги, указав на ее недостатки (см. материал "Шлях вместо автобана" в "РГ" от 2 июня 2009 года). Для сотрудников управления дороги Москва - Бобруйск откровений в публикации не было. Они знали слабое место старой технологии, которая применялась с 2000-го по 2007-й. Здесь при помощи армирующей сетки и модифицирующих битумов пытались уберечься от отраженных трещин. Однако они все же стали появляться, причем очень скоро. И немудрено, ведь асфальт плохо сочетается с бетоном. Дорожники говорят, что при прохождении тяжелых трейлеров можно заметить, как "играют" плиты старого основания.

Впрочем, и сегодня, утверждает начальник управления дороги Москва - Бобруйск Константин Пустогаров, покрытие вполне пригодно к эксплуатации:

- Средств на содержание этого участка достаточно для обеспечения безопасного и бесперебойного движения. Ежегодный мониторинг и плановая диагностика автодорог подтверждают соответствие технико-эксплуатационных показателей нормативным требованиям.

Такое же мнение и у калужского губернатора Анатолия Артамонова:

- Я много ездил за рубежом и могу сказать, что шоссе от Москвы до Калуги соответствует европейским дорогам среднего качества.

Тем не менее с трещинами начали бороться, а следовательно, потребовались дополнительные средства. А нынешним летом на шоссе "Украина" появилась машина, которая, как надеются специалисты, убережет от прежних ошибок. Сами они называют ее бетоноломом. Простое 17-тонное орудие похоже на большой металлический куб, который, вращаясь, бежит за трактором и наносит своими углами страшные удары по бетонке. Если бы не серый цвет, после этих железных шагов старое покрытие напоминало бы плитку шоколада, которую сломали, не разворачивая обертку. Длинные плиты покрываются трещинами через каждые полметра-метр.

- На этом участке шоссе - с 343 по 350 километр - мы запустили своего рода пробный шар. Или, если хотите, куб, - говорит главный инженер управления дороги Москва - Бобруйск Андрей Ветров. - Деструктуризация бетонного покрытия потребовалась в связи с тем, что оно, как показало обследование, на 70 процентов потеряло несущие способности. Где-то от времени появились промоины, провисания, в других местах - трещины. Мы используем две машины, одна из них - американская. Агрегат разбивает бетон и уплотняет его. То есть получается крупнообломочное основание, на которое потом насыпаем выравнивающий слой щебня и укладываем три слоя асфальта толщиной 19 сантиметров.

"Украина" пока не перейдет в разряд платных автодорог, тем более, что альтернативных путей для водителей здесь нет

Однако опасения, что отраженные трещины могут появиться, все же остаются. Более надежной технологией считается полное снятие старого бетонного основания. Именно так и сделали, когда реконструировали участки магистрали "Украина" в Московской области. Однако этот метод дороже, и Главгосэкспертиза на его использование не согласилась. Но в любом случае обновленный в нынешнем году участок дороги должен быть более надежным, чем тот, который одолели в прошлом. По крайней мере за несколько месяцев трещины так и не открылись.

Примечательно, что эта технология заложена в дальнейшую реконструкцию шоссе. Оно предусматривает четырехполосное движение с разделительными барьерами. Сначала, как уточнил Константин Пустогаров, строители пройдут 80-километровый этап от Калуги до Сухиничей:

- Планируется доведение параметров дороги со второй технической категории до первой. На участок от 172 километра до 194-го уже имеется проектная документация на реконструкцию. Мы получили положительное заключение управления Главгосэкспертизы и согласование с департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД. Проектом предусмотрена разборка существующей дорожной одежды и устройство покрытия из непрерывно армированного бетона, а также реконструкция трех транспортных развязок и строительство одной новой. Это увеличит пропускную способность пересекающихся дорог, повысит скорость и безопасность движения, сократит излишние расходы.

"Автобанное" цементобетонное покрытие решили использовать по той причине, что оно позволяет значительно увеличить срок службы дороги и предотвращает так называемую колейность. Если технология строительства будет строго соблюдаться, шоссе прослужит до капитального ремонта полвека.

Кстати

В правительстве РФ уже решено передать магистраль "Украина" в ведение Росавтодора. Однако Константин Пустогаров пока не располагает сведениями о переводе "Украины" в разряд платных автодорог, как об этом заявляли представители минтранса во время посещения Брянска. Альтернативных путей, которые в этом случае предусматриваются по закону, на всем протяжении трассы нет.

А как у соседей

Высокотехнологичный проект корректировки организации дорожного движения на улице Московской утвердили в мэрии Липецка. В течение последних пяти лет трасса, разделяющая крупный спальный район и областной больничный комплекс, лидирует по количеству ДТП. Только в прошлом году здесь произошло более 800 аварий.

По словам замначальника управления главного городского смотрителя Андрея Сычикова, развязка с обустройством разворотного полукольца спроектирована по современным мировым стандартам. Важнейшим элементом станет еще не применявшаяся в стране фронтально-боковая демпферная система безопасности, которая даже при аварии позволяет сохранить жизнь участникам ДТП. Развязку предполагается оснастить передовыми техническими средствами: световозвращающими информационными щитами, стационарными мягкими столбиками, знаками дорожного движения на алмазной пленке. На расстоянии ста метров до остановки общественного транспорта со стороны ОКБ дорогу расширят. Это позволит разгрузить движение на основных полосах. Стоимость проекта - два миллиона рублей. К его реализации приступят уже в сентябре.