- Перераспределение грузопотоков на рынке контейнерных перевозок пока складывается не в пользу России. Транзит Европа - Азия идет в обход Транссибирской магистрали: в 2009 году объем перевозок составил 18058 контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ), в то время как в 1988-м было 140 тысяч.
Некоторый рост просматривается по итогам первого квартала этого года, но говорить, что ситуация переломлена, преждевременно.
Причем это не столько результат мирового кризиса, сколько острая конкуренция между судоходными компаниями, что привело к ускоренному обновлению флота, технологичности и экономичности перевозок. Уровень контейнеризации в России более чем в три раза ниже среднемирового, что также влияет на объемы транзита.
Железнодорожные перевозки проигрывают морским по себестоимости, особенно после ввода в эксплуатацию сверхбольших контейнеровозов, способных брать на борт до 13,6 тысячи ДФЭ. Транспортировка морем занимает 30-35 суток, при этом ее стоимость - примерно на тысячу долларов дешевле, чем по Транссибу, хотя здесь время в пути - 9-11 суток.
Привлечение контейнерных грузов через дальневосточные порты сдерживают несколько факторов. В их числе - задержки при передаче груза внутри мультимодальной цепочки (таможенные проблемы); непредсказуемость конечной стоимости доставки груза для клиента (проблема стыковки железнодорожного транспорта и портовых структур); невозможность осуществлять перевозку по единому документу; отсутствие инструмента, обеспечивающего в цепи доставки грузов оптимальное взаимодействие грузовладельцев, железных дорог, смежных видов транспорта, экспедиторов и других участников.
Транссиб перевозит всего один процент грузов в контейнерах, хотя к нашим транспортным коммуникациям тяготеет 10-15 процентов контейнеропотока из стран АТР. По некоторым оценкам, реализация транзитного потенциала могла бы приносить государству три-четыре миллиарда долларов в год.
Железная дорога работает над увеличением перевозок, особенно на дальневосточном направлении. Основная ставка делается на развитие коридора "Запад - Восток": до 2020 года в "расшивку" узких мест на Транссибе и БАМе будет инвестировано около 700 миллиардов рублей.
Эффективность международного транспортного коридора зависит не только от скорости продвижения груза. Нужен конкурентоспособный транспортный продукт. Необходимо строить новые терминалы и реконструировать существующие, развивать подходы к портам, разработать сквозную логистическую технологию подвода грузов к портам.
Не менее важно совершенствовать нормативно-правовое обеспечение взаимоотношений портов, железных дорог и грузоотправителей. Очень нужен федеральный закон, регулирующий перевозки в прямом смешанном сообщении. За транзитный груз необходимо бороться сообща.